?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Летом мы с ars_vivendi_888 по предложению jack_of_hearts_, и с его последующей редактурой, сели писать статью про "Хогвартские сезоны" для скандинавского ролевого журнала http://playgroundmagazine.net/. Под катом - результат. Я хочу обратить внимание читателей на несколько аспектов:
1. Статья написана для иностранного издания, т.е. ориентирована на читателей, слабо знакомых с традициями российских РИ. Поэтому тут проговаривается ряд аспектов, который для русского ролевика является приветом от капитана очевидность.
2. Эта не финальная версия, поэтому на русском языке, она требует дальнейшей редактуры. Финальной редактуре подвергался уже переведенный текст.
3. Мы старались написать о проекте объективно, но при этом - не превратить все это в сочинение типа "За что я люблю советскую родину". Поэтому, текст все равно несет отпечаток личного восприятия.

Я решила выложить эту статью, как ответ на вопрос о том, что привнесли Хогвартские сезоны в историю ролевого сообщества. Ну и вообще, пусть люди читают).
  

 "…Даже если я проиграю, я буду ставить на красное.
Потому что черное - это мрак. Это тайна смерти, которая мне совершенно не интересна. Когда я умру - начнутся совсем другие игры. Но и там я поставлю на красное - на тот огонь, который говорит мне, что я бессмертен. Огонь сердечного тепла, цвет радости, цвет крови, которая пролита не зря, цвет перьев феникса. Вечное возрождение покупается не унылыми трудами и не тайным знанием. Вечное возрождение обретается только благодаря сердечному жару. Мое сердце пылает, оттого, что я люблю жизнь. Я так люблю жизнь во всех ее красках, что не могу умереть".


манифест Гриффиндора


Кажется почти невозможным написать в статье что-то дельное о проекте, который заслуживает книги. Сериал "Хогвартские сезоны" (2004-2011) претендует на звание самой длинной, самой насыщенной и самой противоречивой игры за двадцать лет ролевого движения России. Сезоны сделались здесь неким фоном или же точкой отсчета, или же привычным времяпрепровождением, или же больным местом. Сейчас, спустя полгода после их завершения страсти несколько успокоились. Но влияние Сезонов никуда не исчезло, и уроки их не забыты - или же, может быть, не усвоены.


Принято считать, что ролевая игра - это произведение искусства. Но такая большая картина перестает умещаться в глаз творца или зрителя. Взамен того, она склонна поглотить их и сделаться некой самостоятельной средой, частью их жизни. Эта история - не только о "пьесе", но и о "труппе". Мы расскажем здесь сначала как это было, потом - что это было, зачем, и что получилось в итоге.


Harry Potter and Crazy Russians


"Хогвартские сезоны" были свободной LARP с полным погружением. Они зародились на стыке книг Джоан Роулинг, их мирового фэндома, культуры фанфикшна и традиций Уральской школы ролевых игр. Формально дело обстояло так. В 2004 года опытный мастер Уральской школы Лора Бочарова, казалось, сошла с ума. Автор высокодуховных игр о толкиновских эльфах и Крестовых походах вдруг взялась за детскую книжку, не переставая при этом критиковать ее качество.


Лора провела в Подмосковье игру "Гарри Поттер и чья-то смерть", взяв за исходную сюжетную точку финал пятой книги Роулинг. Этого никому не хватило, и весной 2005 года на Урале состоялась игра "Гарри Поттер и волшебные шахматы", вольное продолжение предыдущей. Осенью 2005 года игры переместились под Санкт-Петербург на турбазу ЛМЗ (Лемболово). Там они и обосновались, обретя собственный формат - игры два раза в год, Весенняя и Осенняя учебные сессии, 5-7 дней игры нон-стоп и 100-150 человек на каждой из них.


Расхожая фраза при взгляде на каких-либо других, не с Сезонов, фанатов ГП: "Они в нас играют!".

 
К основным сессиям с 2007 года добавились Зимние. Они тоже проходили под Санкт-Петербургом, но длились не неделю, а 3-4 дня, с точки зрения сюжета являясь интермедиями-приквелами к основным событиям. Они затрагивали первые годы учебы Гарри Поттера, времена Мародеров, войну с Грюндевальдом и так далее.


Последняя сессия «Гарри Поттер и справедливость Салазара» прошла с 25 апреля по 3 мая 2011 года, завершив семилетний проект, который суммарно насчитывает 19 игр (13 в основной линии, 5 Зимних сессий и самую первую, считающуюся отдельно). Помимо того, за семь лет состоялись десятки сыгровок разного размера и состава участников.


В проекте успело поучаствовать несколько сотен человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов европейской части России, Урала, Сибири, Украины и Белоруссии. На Сезоны приезжали из Норвегии и с Сахалина. Множество известных российских игроков и мастеров так или иначе принимали участие в проекте. Мнения их разделились полярным образом.


Главным мастером и идейным лидером "Хогвартских сезонов" осталась Лора Бочарова. Влияние ее личности и собственных идей быстро и необратимо превзошло влияние на игру книг Джоан Роулинг. Мир "Сезонов" сохранил внешнее сходство с каноническим миром книг, но получил очень много нового содержания. Многие считали, что более глубокого, другие говорили, что это просто трескучий фанфик, мастера не отрицали ни того, ни другого.


Мастером-координатором большинства сессий был Рингл (Иван Перепелкин), один из заметных российских мастеров последних лет. Его вклад в игру, от сюжета до оргтехники, был неоценим. Вся "земная" часть Сезонов держалась на нем.


Остальной состав мастерской группы частично менялся после каждой игры, но его костяк был более или менее стабильным. Мастерская группа каждой сессии насчитывала 5-10 человек - плюс, как правило, несколько игротехников.


Весь проект можно условно разделить на четыре части: первая, самодостаточная сессия (2004); ранние "классические" сессии (2005-2007); долгий медленно нарастающий кризис основных сессий (2007-2011); наконец, Зимние сессии-интермедии (2007-2011), как правило, с более легкой атмосферой, чем основные.


Daily Magic


Формально каждая учебная сессия была устроена одинаково. Открывал сессию всегда Приезд Абитуриентов: игроки – абитуриенты Школы – попадали в «Хогвартское пространство» уже на вокзале Санкт-Петербурга, добирались на «Хогвартс-Экспрессе" (пригородная электричка) до платформы, и проходили оттуда под руководством старост и профессоров к Хогвартсу через Запретный Лес. Разумеется, на этой дороге их ждали первые приключения волшебного мира. В Школе была неизменна церемония Распределения Новичков по Факультетам (каждый абитуриент до игры проходил длинный, специально составленный тест ассоциаций от Распределительной Шляпы). Затем следовали Речь Директора и Застолье.


Далее абитуриенты – а отныне младшекурсники – попадали в лапы своих факультетов. Первая ночь игры для Школы занята факультетскими Посвящениями – это игровая инициация, действо, обычно мистериальное, придумывается старшим курсом каждого факультета и раз от раза варьируется. Посвящения связаны с сутью Факультетов и памятью их Основателей. Отменить эти события не в силах ничто, вплоть до войны в магической Британии.


Далее неделя игры была занята дружбой, любовью, войной, винопитием, интригами, хулиганством – чем угодно. Но этим «чем угодно» студенты наполняли свою жизнь помимо или за счет уроков - расписание было строгим. Если только занятый войной/любовью/винопитием профессор не проигнорировал свое собственное занятие.


Финал был также четок и определен, как и зачин. Экзамен под конец семестра - неизбежен. Каждый экзамен был по-Хогвартски нелеп, зависел от предпочтений педагога или его же психозов. Далеко не все получали высший балл по Защите От Темных Сил за знание того, как драться с мантикорой.


И с той же неизбежностью за Экзаменом следовал Бал (Рождественский или Выпускной). На том сессия обычно заканчивалась.


Помимо Хогвартса на сессиях обычно были представлены деревня Хогсмид и Дом-на-Холме (поместье темных магов). Студенты четырех факультетов, преподаватели и служащие Хогвартса, взрослые обитатели и гости Хогсмида, служащие британского Министерства Магии, авроры, темные маги, члены тайных и явных магических обществ, клубов и орденов, домовые эльфы, разнообразные магические животные и сущности - вот весь ряд ролей "Хогвартских сезонов".


Основной полигон игры представлял собой ветхую, но относительно дешевую турбазу советских времен. Игроки привыкли брать с собой спальники и обогреватели. Отсутствие многих удобств большинство уже не останавливало. Даже на Весенней сессии 2007 года, когда в мае внезапно случилась метель и на турбазе выпало по колено снега.


Несмотря на дешевизну базы, взнос на игру рос с каждой сессией - потребности проекта в игротехнике и антураже постоянно увеличивались. Рекордный взнос на последнюю сессию Сезонов составил около 120 евро с человека. Он включал оплату проживания на базе, трехразовое питание, стройматериалы и ткань для антуража основных локаций, пошив и ремонт костюмов монстров и закупку пиротехники для спецэффектов. Домики Хогвартса и место между ними были полностью обтянуты тканью, из которой выкладывались коридоры. Расходы на личный костюм и антураж у некоторых игроков достигали 500 евро и более. К слову, фандрайзинг для ролевых проектов практически неизвестен в России, и в случае какой-либо недостачи, мастерам приходится возмещать ее из своего кармана.


Concerning British


To play safe, I prefer to accept only one type of power: the power of art over trash, the triumph of magic over the brute”


Vladimir Nabokov


Внешняя стилистика "Хогвартских сезонов" местами была отлична от стилистики романов Роулинг и серии фильмов по ним. Мир волшебников не пересекался с современным маггловским миром. В игровом костюме обыкновенны были мантии, но невозможны, например, джинсы или майки (за исключением крайне редких оболтусов вроде Поттера). Предпочтение отдавалось брюкам, рубашкам, жилеткам, антуражной одежде "под начало XX века", либо еще более "исторической", в зависимости от образа персонажа и его предпочтений. Дресс-код студентов был строг, и они носили цвета своих факультетов. Предполагалось, что мир волшебников гораздо более консервативен, чем мир магглов. Впрочем, нетехнические яркие современные элементы в одежде не исключались. Включая даже мини-юбки.


В игре была масса антуражных предметов: брегеты, фарфоровые кофейники, бутоньерки в петлицах, вездесущие пергаменты и перья, чехлы для волшебных палочек и пр. Это было заразно: иногда игроки использовали их уже и дома в быту.


В меньшей степени (к сожалению) к игрокам приставали консервативные манеры - старый британский этикет, аристократический образ мышления и светские умения довольно сложны в отыгрыше. Наиболее консервативны были обычно темные маги, совмещая это с холодной войной против магов более светлых.


Стилистика во многом поддерживалась тем, что игра шла нон-стоп. Если вы на полигоне спали, ели, плакали, флиртовали, висели на дыбе, выясняли, который час – все это был игровой процесс. Даже мастерская группа была подчинена этому правилу. Все мастера имели собственные роли (например, Рингл играл Люциуса Малфоя). Если игрок как-то нарушал логику мира, то с ним разбирался не мастер - а с его персонажем сотрудник Отдела тайн Министерства Магии.


В результате появились особая манера речи и специфические выражения. «Не по игре» заменялось на «невыразимо» (сотрудники Отдела тайн звались невыразимцами). Автомобиль, при надобности упомянуть его, именовался, например, «маггловской колесницей», фотографии - "колдографиями". Москву часто именовали «Южным Лондоном», а Санкт-Петербург - «Северным».


В стилистических образах «старой доброй Англии» выдержаны были даже специальные маркеры. Например, невидимость в пространстве игры (плащ-невидимка, процесс аппарации, мастер идет по срочному делу и пр.) отыгрывалась открытым над головой зонтом. Мертвый персонаж надевал белый галстук.


Disciplines


"Итак, в школах необходимо преподавать: астрологию-алхимию-метафизику-теософию-порнографию-демонологию и основы гомосексуализма. Остальное упразднить"


Веничка Ерофеев, из записных книжек


Обычно на российских играх правила по боевке, экономике, магии и т.д. публикуются заранее, чтобы игрок на полигоне уже знал все модели, которые нужны ему для игры. Однако, правила "Хогвартских сезонов" представляли собой систему знаний о магическом мире, которая большей частью укладывалась в образовательную программу Хогвартса. Лишь базовые модели игроки заучивали до приезда на полигон, чтобы знать, как реагировать на те, или иные ситуации. Глубину и логику существования мира им объясняли уже в школе.


Таким образом, игровые модели и школьные предметы частично совпадали. Их костяк был проработан годами - система магии Сезонов, вероятно, сильнейшая из созданных в российском ролевом движении.


Одна такая модель - чары. Заклинание имеет соматический, вербальный и магический компонент. Первый являет собой танцевально-фехтовальный жест или движение. Второй – (псевдо)латинскую формулу. Третий – обусловлен логикой мира (обычно подразумевается, что маг-персонаж понимает свои действия и сосредоточен на них). Как правило, абитуриенты до начала занятий не знают, как делаются чары, а знают только, какая реакция у них должна быть на ту или иную магическую формулу (Таранталлегра – пускайся в пляс, Морфеус – усни и т.д.).


Заклинания делились на три уровня сложности, зависевшие от возраста персонажа: Симпла (могут знать персонажи до 17 лет), Максима (от 17 до 33 лет) и Ультима (после 33 лет). Чем выше уровень – тем труднее движение чары.


Чары были атакующие (Экспеллеармус) и защитные (Протего), бытовые (Акцио), хулиганские (Вербозитас), ментальные (Легилименция), колдомедицинские (Дантиссимус), и, конечно, непростительные (Империус, Круциатус, Авада Кедавра). Всего чар около 50. Нужно было потратить много времени, чтобы научиться правильно делать хотя бы четверть из них. Система чар была открыта, фактически любой персонаж мог ввести в нее новую чару, если мог обосновать ее необходимость и эстетичность. Заклинание Нудиссимус одно время было очень популярно. Помимо прочего - поскольку боевка заменена дуэлями на чарах, девочки могли драться на равных
с мальчиками.


Другой пример подвижной модели правил – зельеварение. Это процесс реального создания различных составов, алкогольных и прочих. Можно не только варить уже известные зелья, но и создавать новые тинктуры. Зельевары каждый раз возили с собой горелки, разные котлы и кучу ингредиентов (в полном списке их почти две сотни). Ингредиенты можно условно разделить на требующие моделирования (молоко единорога – сгущенка, кровь дракона - кагор), и не требующие (кофе, чай, водка и т.д.).


Всякое зелье состояло из нескольких вещей. Цель зелья была отражена в названии. Выбранная основа зелья и перечень ингредиентов подбирались по символическим рядам и реальным действиям - чайный лист тонизирует, вино освобождает, кофе мобилизует и т.д. Были и особенности приготовления (в турке, в спирту на водяной бане, с волшебно-странными ингредиентами или словами) и приема (дозировка, внутреннее или наружное и т.д.)


Зелья могли изменять тело персонажа («Костерост», яды), состояние его здоровья («Умиротворяющий бальзам»), работать с его эмоциями («Приворотное зелье»), мышлением («Веритасерум»), могли иметь дело с судьбой персонажа («Феликс Фелицитас») и его предназначением. Одни зелья были проще приготовить, чем другие - в Хогвартсе учили далеко не всем.


Также и трансфигурация, травология, астрология, нумерология, защита от темных сил (ЗОТС), теория магии, ритуалистика, алхимия, полеты на метлах, аппарация, уход за магическими животными – имели свое реальное и символическое воплощение с большим или меньшим оттенком легкого безумия и европейской эзотерики.


Некоторые модели нуждались в игротехнической поддержке. Игротехники выходили в ролях волшебных зверей и монстров, для которых был целый склад костюмов, или же в NPC-ролях.


Продолжение в следующем посте.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
jack_of_hearts_
Mar. 5th, 2012 08:03 am (UTC)
Ты уж напиши и про мой, хм, скромный вклад. И ссылку на мой жж поставь верную. :)
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:09 am (UTC)
Ух ты! Никогда не обращала внимание, что у тебя подчеркивание после юзера стоит еще))). Исправила.

Написала про редактуру. Если это не удовлетворяет твою скромную персону - скажи, что конкретно написать - мне не жалко.
jack_of_hearts_
Mar. 5th, 2012 08:12 am (UTC)
Скромная персона довольна. :)
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:14 am (UTC)
Славно))).

Хочу в Прагу. Там у вас весна уже, поди?
jack_of_hearts_
Mar. 5th, 2012 08:16 am (UTC)
Ага. :)
jack_of_hearts_
Mar. 5th, 2012 08:20 am (UTC)
Да, еще - журнал таки скандинавский.
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:36 am (UTC)
Скажи, как правильно пишется название - я добавлю в пост.
jack_of_hearts_
Mar. 5th, 2012 08:38 am (UTC)
Playground.
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:39 am (UTC)
Сайт?)
jack_of_hearts_
Mar. 5th, 2012 08:50 am (UTC)
Замечание такое. Чтобы вместить огромную статью в номер (а в ней еще фото и приложения), то есть, по техническим причинам - редактора ее сильно ужали. Втрое. Во-первых - это, бля, конечно плохо. Во-вторых - ужали аккуратно, насколько это было возможно при такой процедуре, суть постарались сохранить, получилось такое сублимированное мясо, что ли. В-третьих, я не знаю, насколько оно такое съедобно для европейского мастера - игра сильно "русская", заметно менее - и иначе - приземленная, чем обычные авангардные европейские ролевки. Предполагаю, что статью заметят человек этак пять серьезных мастеров и скажут себе "Ага!". Если их найти, то с ними можно делать дела. Но, в-четвертых - МГ ХС для того надо ехать в Европы, в первую очередь, на Кнудпункт. Как-то так.
var_r_r
Mar. 5th, 2012 09:03 am (UTC)
Угу.
Ну, поглядим. Когда он там выходит-то? И как там моя статья про посмертие, кстати?
jack_of_hearts_
Mar. 5th, 2012 09:06 am (UTC)
Насколько я понимаю, на Кнудпункте будут номера. Статья про посмертие, вроде, вошла в четвертый номер тоже.
saotome_kun
Mar. 5th, 2012 08:09 am (UTC)
"приходится ее из своего кармана"

опечатко? доставать наверно.
Написано клево. Будет ли интересна инфа о личностях людям далеким от наших РИ? Возможно ли такое начало нормально перевести с русского, сохранив дух?
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:10 am (UTC)
В какое абзаце?

Спасибо.
saotome_kun
Mar. 5th, 2012 08:26 am (UTC)
В самом конце Daily Magic
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:37 am (UTC)
Спасибо, исправила.)
almaska
Mar. 5th, 2012 08:30 am (UTC)
Какие же вы молодцы! Гигантский труд!
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:37 am (UTC)
Спасибо).
morgana_lefay
Mar. 5th, 2012 08:45 am (UTC)
Велечка, спасибо.
Это отличная и важная статья.
var_r_r
Mar. 5th, 2012 08:47 am (UTC)
Спасибо).

Скажи, что будем делать с сегодняшним занятием? Есть ощущение, что надо отменять.
pingback_bot
Mar. 5th, 2012 09:08 am (UTC)
Про Хогвартские сезоны
User almaska referenced to your post from Про Хогвартские сезоны saying: [...] ящее, заглянуть в будущее", я благодарна Вар за эту попытку анализа. Начало статьи - здесь [...]
villiers
Mar. 5th, 2012 09:10 am (UTC)
Спасибо, что выложила, очень интересно было прочитать!
Только расплата мне за это чтение - приступ толчанки... )
var_r_r
Mar. 5th, 2012 09:11 am (UTC)
Рада, что понравилось.

Толчанка - такая толчанка...)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

Шаг в неизвестность
var_r_r
var_r_r

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com