?

Log in

Previous Entry | Next Entry

После "Статута" меня часто спрашивают, как удалось не провалить АХЧ и вывести проект в +50000 рублей. Решила накидать ряд тезисов, может быть, кому-то пригодится.

1. Для начала, стоит сказать, что у нас случился некоторый перезаезд, за счет которого мы так бодро взлетели). Если перезаезд отменить - то плюс составляет около 15000 рублей, которые как раз являются "финансовой подушкой" для экстренных случаев, а если экстренных случаев нет - радостно идут на вечеринку с мохито. Проблема отсутствия подушки в том, что при любом эксцессе, мастер начинает платить из своего кармана, уходит в минус и расстраивается.

2. Как я формировала бюджет. Проект был расчитан на 140 заявок, это предвещало 120 игроков на полигоне, т.е. примерно 90 полных взносов при минимальном раскладе. Далее, зная точную стоимость базы, а так же - понимая структуру основных затратных статей, я посчитала, какая сумма нужна, чтобы все было красиво. Сумма была поделена на 90, получилось около 3000. К ней приплюсовалось 200 р. запаса, которые для игрока, в среднем, не критичны, а бюджет спасти могут. 
Да, это профицитное построение бюджета. Дефицитное выглядит наоборот: у нас есть максимальная сумма взноса, который мы можем установить, у нас предполагается столько-то игроков, и теперь мы думаем, что можно купить на эти деньги.

3. Вне зависимости от статей бюджета, всегда не меньше 5% от полученой суммы надо закладывать на непредвиденные расходы. Внимание, непредвиденные расходы и "финансовая подушка" - это разные статьи. Непредвиденные расходы - это та фигня, которую вы не вспомнили при формировании статей, или которая внезапно вылезла в процессе подготовки.
Пример 1: Мы придумали новый квест! Нам нужно 4 одинаковых артефакта и роза. Вот она - 1000 рублей.
Пример 2: Ой, нам внезапно надо оплатить такси от ботсада, потому что нужный нам магазин не работает в выходные и друг с машиной отвалился.
Поверьте, всплывет много таких мелочей, которые не казались очевидными от слова совсем).

4. Ни в коем случае не надо пренебрегать "Экселем", или любой другой программой аналогичного свойства. Все варианты записывания на коленке, от руки, в "Ворде" и на стене "Гарцующего Дредноута" - ПЛОХИЕ.
Вы делаете 2 таблицы: "Расход" и "Приход". В расходе вы строите нормальный бюджет, с понятной структурой, суммированием и прочими вещами, которые минимизируют ручной труд. Во второй таблице вы делаете список сданных взносов с цифрами и пометками. Таблицы связываются между собой таким образом, что вы сразу автоматически видите точные суммы, которые вам нужны, точные суммы, которые у вас уже есть и точные суммы, которые вам должны.
Всегда все записывайте. Не верьте собственной памяти - она подводит.

5. Заранее определите приоритетность затрат. Есть вещи, без которых игра не случится, есть вещи, без которых будет менее красиво, есть - которые уже от хорошей жизни. Понятно, что оплату базы надо закрывать в любом случае, что меню кабака может быть и менее роскошным, чем мечталось, а пиротехника - это конечно красиво и здорово, но без нее никто не умрет. При этом, старайтесь делать закупки и вносить оплату по приоритетности: вначале база, потом  - кабак, и уже потом - пиротехника. Плохо вначале закупить салютики, а потом выяснить, что тебя прокинул десяток человек и на оплату базы уже не хватает.

6. Обещайте игрокам чуть-чуть меньше, чем предполагаете сделать. Лучше удивить людей, заявив вечеринку после игры, чем пообещать трехразовое питание, трансфер от квартиры до полигона, а потом краснеть, извиняться и говорить, что план не удался. При этом, думайте, как обеспечить людям максимально комфортные условия существования.

7. Все равно, не удастся полностью избежать ошибок планирования и организации. Кто-то будет чем-то недоволен, в домике не включится розетка, кто-то опаздает на газель и так далее. Но чем больше внимания вы уделите всем областям игры, тем удачней будет результат. Важно понимать, что АХЧ и бюджет - это не грязый материализм для приземленных людей, а значимые области проекта, которые заслуживают мастерского внимания так же, как и сюжет.

UPD: спрашивают, как узнавать цены. Очень просто - из интернета (правда для маленьких городов метод не надежный). Там можно узнать почти все - от стоимости газелей до цен на заячьи уши. Яндекс-Маркет в помощь). И да, чтобы сократить логистику и затраты на разъезды - можно и нужно заказывать максимум всего через сеть. Но про АХЧ я видимо напишу отдельно.

Удачи).

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
altman_ltd
May. 12th, 2012 09:58 am (UTC)
"Обещайте игрокам чуть-чуть меньше, чем предполагаете сделать"
отменное правило, применительно к игре не только для АХЧ)
var_r_r
May. 12th, 2012 10:03 am (UTC)
Это правда).
jolaf
May. 12th, 2012 03:49 pm (UTC)
Да ваще. :)
andreychi
May. 12th, 2012 10:01 am (UTC)
Мохито было в пластиковых стаканчиках, поэтому ваша игра - отстой.
var_r_r
May. 12th, 2012 10:02 am (UTC)
Я раскусила тебя, лживый игрочек. Все дело не в мохито, а в том, что тебе не дали роль Альбуса в колыбельке))).
andreychi
May. 12th, 2012 10:05 am (UTC)
Хоть бутылочку дали, и на том спасибо. Иначе сразу расфренд и игнор.
var_r_r
May. 12th, 2012 10:09 am (UTC)
Хорошо хоть, про сиську не вспомнил!)
nata_korolenko
May. 12th, 2012 10:03 am (UTC)
Спасибо, толково очень написано.
var_r_r
May. 12th, 2012 10:05 am (UTC)
Пожалуйста.)
wlqbsg
May. 12th, 2012 10:11 am (UTC)
А как с плюсовым бюджетом у игротехников могла наблюдаться нехватка спецэффектов? :)
var_r_r
May. 12th, 2012 10:14 am (UTC)
Довольно просто. Мы раньше не осознавали всю крутость и возможности пиротехники, и считали ее не очень нужной проекту. Ошибку осознали.)
Кроме нее - всего хватало.
aenye
May. 12th, 2012 10:38 am (UTC)
Да-да, Мое Величество хотело больше огоньков :)
var_r_r
May. 12th, 2012 10:41 am (UTC)
С диодами проблем, в общем-то не было. Их было столько, сколько Крейл и Алия успели сделать.
А вот пиротехники мы купили правда сильно меньше, чем хотелось бы. Отчасти потому - что так логистически сложилось: мы покупали пиротехнику до того, как поехали в МЕГУ на основные закупки, а потом до последнего не знали, сколько не сдавших взносы людей приедет, и боялись рисковать.
hyyudu
May. 12th, 2012 10:21 am (UTC)
Все Правильно Сделали :)
var_r_r
May. 12th, 2012 10:22 am (UTC)
Не все конечно). Но довольно много).
janosh_m
May. 12th, 2012 10:36 am (UTC)
Спасибо, текст очень полезный :)
var_r_r
May. 12th, 2012 10:38 am (UTC)
Всегда пожалуйста).
ju_undin
May. 12th, 2012 10:37 am (UTC)
Спасибо. Мне полезно))
var_r_r
May. 12th, 2012 10:39 am (UTC)
Не за что))).
askold_sa
May. 12th, 2012 10:38 am (UTC)
Поклоняюсь тебе !
var_r_r
May. 12th, 2012 10:39 am (UTC)
Это всегда приятно)))) ^^
kat_bilbo
May. 12th, 2012 01:16 pm (UTC)
Молодцы, отлично! Утащу к себе ссылочку? И про АХЧ, когда напишешь.
var_r_r
May. 12th, 2012 01:23 pm (UTC)
Пожалуйста).
livejournal
May. 12th, 2012 01:35 pm (UTC)
Как грамотно рассчитать бюджет на игру
User kat_bilbo referenced to your post from Как грамотно рассчитать бюджет на игру saying: [...] в плюсе в проекте на 120 игроков) опытом делится Вар : http://var-r-r.livejournal.com/616748.html [...]
yusische
May. 12th, 2012 02:01 pm (UTC)
Спасибо.
Перепост.
var_r_r
May. 12th, 2012 02:03 pm (UTC)
Пожалуйста))).
livejournal
May. 12th, 2012 02:07 pm (UTC)
Бюджетирование для чайников
User yusische referenced to your post from Бюджетирование для чайников saying: [...] инфы нет, олды не делятся тайненьким знаньицем.... Оригинал взят у в Бюджетирование для чайников [...]
livejournal
May. 12th, 2012 03:05 pm (UTC)
Что делать, если у вашей юной МГ нет Тора?
User rovenion referenced to your post from Что делать, если у вашей юной МГ нет Тора? saying: [...] Ну, страдать, конечно. Но можно еще прочитать статьи Вар про бюджетирование [...]
jolaf
May. 12th, 2012 03:49 pm (UTC)
Всё так. :)
buhrun
May. 12th, 2012 04:00 pm (UTC)
Отлично сказано.
Оч увесистый плюс.
У нас даже чуть меньше на Хи вышло.
Но у Хи совершенно другой масштаб:))
var_r_r
May. 12th, 2012 07:15 pm (UTC)
Я не работала в большом масштабе с бюджетами полигонок. Интересно, какие там подводные нюансы?
rbcf
May. 13th, 2012 04:32 am (UTC)
По моему опыту - в первую очередь, заметно крупнее цена недозаезда/перезаезда. 15% недозаехавших взносов от 100 человек и от тысячи - это совсем разные деньги.
второе - с той же лесопилкой надо говорить сильно заранее, ибо пару кубов горбыля они имеют почти всегда, а вот пару камазов уже надо готовить.
var_r_r
May. 13th, 2012 08:55 am (UTC)
Для начала, я считаю, что сдача взноса на полигоне- это фактически недопустимо. Надо выбивать деньги из людей как угодно, повышать взнос при сдаче на полигоне вдвое и тут действовать довольно жестко. Я вот точно знаю, что перед игрой, о бюджете которой речь в посте, пара человек приехала потому, что взнос уже был сдан, и было жалко его терять. Их жизненные обстоятельства сложились довольно сурово, и выезд был довольно тяжелый. Удержали деньги.

Про лесопилки тоже понятно, так же как и о все сложные закупки, про аренду полигона и тп. Проблема видится в том, что у полигонки более сложная структура, нет прямого контакта со всеми игроками, региональщики не редко тупят, кто-то пытается пролезть без взносов и так далее. Вот я щас мастерю Нуменор, к хоз части отношения не имею, и мне видится ужасно трудным поднять такую систему.
rbcf
May. 13th, 2012 10:02 am (UTC)
О, структурирование крупной МГ и взаимоотношение между ее частями - это очень отдельный разговор, и взаимодействие с АХЧ-командой только крошечный его кусочек.
Сдача до - хороша на относительно небольших проектах, где можно себе позволить индивидуальную плотную работу с каждым игроком. Когда начинают ролять законы матстатистики, немаловажное значение получают люди не столь увлеченные именно данной игрой. Вот есть пара проектов в этом году, куда я поеду непременно, если жив-здоров буду. В этом случае взнос для меня не важен. А есть несколько, куда могу рвануть. И если приеду - играть буду, смею надеяться, неплохо. Но это если обстоятельства нормально сложатся. Пока я за ними слежу и рассматриваю как потенциально возможные. Если на них объявят обязательный взнос заранее - рассматривать перестану. Не настолько они для меня важны, что бы в случае неудачи еще и с деньгами расставаться.
var_r_r
May. 13th, 2012 10:11 am (UTC)
Я понимаю, но все равно считаю, что минимизировать финансовые риски- это очень полезно. На полигонках взносы обычно не большие, в конце-концов можно сделать систему, когда есть дата, до которой взносы возвращаются. А что касается адресной работы, то плоха игра, на которой ее нет. По сути дела, на большом проекте, выбить взносы- это задача мастера-региональщика в том числе.
rbcf
May. 13th, 2012 11:01 am (UTC)
Приходится искать компромисс между рисками по финансам и по количеству.
А эт что считать адресной работой. На игре в 30 человек можно с каждым игроком долго переписываться, утрясать детали квэнты, узнавать чем дышит и чего хочет. Когда игроков больше двух-трех сотен ты порвешься, но на таком уровне всех не отработаешь. Максимум ключевых персонажей. Собрать взносы реги, конечно, могут, это не вопрос, но я под адресной работой подразумеваю немного другое.
var_r_r
May. 13th, 2012 11:51 am (UTC)
Я понимаю, именно по этому есть региональщики, которые заняты квэнтами, личными заявками и в том числе, сбором взносов. Мне эта система видится довольно перспективной.
redrick
May. 12th, 2012 04:40 pm (UTC)
Есть ещё тема с динамическим бюджетом. Очень удобно для городов, где после какой-то суммы игроки скажут: "Это дохуя!" ;-)
var_r_r
May. 12th, 2012 07:13 pm (UTC)
Поясни)
redrick
May. 12th, 2012 07:43 pm (UTC)
Это Блинкомовский семинар Динальфа и Мелиан, никак в Сети не найду про это.

Короче, суть в том, что у тебя есть постоянные расходы, это типа генератора, который нужен один на полигон, и переменные, которые зависят от количества игроков, типа значков на городскую ролевую игру.

Дальше ты считаешь, сколько тебе надо будет денег при разном количестве игроков. И при каком количестве игроков получается вменяемый взнос.

И, в том числе, исходя из этого делается проект.
Как-то так, надеюсь, что понятно объяснил.
var_r_r
May. 13th, 2012 08:48 am (UTC)
Ну, речь тут идет о "финансовом плече", я знаю этот принцип. И безусловно, я его учитываю. Понятно например, что наша база стоит фиксированную цену вне зависимости от того, сколько толчков туда запихнуть, исходя из этого, чем больше игроков, тем больше денег). Но есть нюанс: последнее, чем я буду руководствоваться, выбирая формат и структуру игры- это бюджетом.
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

Шаг в неизвестность
var_r_r
var_r_r

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com