?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Oct. 6th, 2010

Мне тут мысль в голову пришла. Хочу с вами обсудить.

Когда человек делает некий выбор в сложной, двоякой ситуации, важно не только, чтобы этот выбор был условно "правильным", но я чтобы человек понимал, почему он выбирает именно такой вариант действия. Должна быть проработанная мотивация, в противном случае ценность выбора очень не высока.

Условно говоря, отказаться от мести можно от трусости, а можно - от великодушия и уважения к общей ситуации. В обоих случаях выбором будет бездействие, но в первом - оно влечет комплексы и страхи в будующем, а во втором - духовный рост и возвышение над собственной мелочностью.

Таким образом получается, что сам выбор в чистом виде не менее ценен, чем мотивация к нему, потому что даже при однозначности действия, последствия для выбирающего могут быть диаметрально-противоположными.

Кривовато выразила, но как-то тяжко поутру формулируется.

Что думаете?

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
laas
Oct. 6th, 2010 07:20 am (UTC)
Я считаю, не так ценен сам выбор, как его причины, и соответственно, последствия.
Нет выбора "правильного".
Есть тупики и пути.
var_r_r
Oct. 6th, 2010 07:31 am (UTC)
Ну, под условной правильностью я подразумеваю некую идею в вакууме. Например, условно правильный выбор в ситуации "помочь другу или не помочь" - "помочь".
Это модель не жива в абстракции, а в конкретике уникальна для каждого.
(no subject) - laas - Oct. 6th, 2010 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Oct. 6th, 2010 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - laas - Oct. 6th, 2010 08:23 am (UTC) - Expand
nel_lj
Oct. 6th, 2010 07:21 am (UTC)
Всё так. Это естественное уважение к целостности позиции.
var_r_r
Oct. 6th, 2010 07:32 am (UTC)
Тут дело не только в целостности позиции.
Если очень грубо, то "правильный" выбор, сделанный из "неправильных" побуждений становится "неправильным".
t_a_t_y_a_n_a
Oct. 6th, 2010 08:11 am (UTC)
да, наверно, мотивация "равноценна" выбору
var_r_r
Oct. 6th, 2010 08:17 am (UTC)
Ну как-то так).
_green_knight
Oct. 6th, 2010 08:17 am (UTC)
В данном случае ключевым моментом, думается мне, является ОСОЗНАНИЕ своего выбора и своего действия. То есть "имидж - ничто". И вряд ли принесёт какую-то духовную пользу человеку "правильный" вариант, сделанный без осознания и полуслучайно. С другой стороны, даже "неправильный" выбор, выбранный со всей ответственностью, позволит нам развиться: осознать свои слабости, свои склонности, свою мерзость, наконец.
var_r_r
Oct. 6th, 2010 08:30 am (UTC)
"Правильный" вариант, выбранный полуосознанно хорош тем, что осознание тебя все равно догоняет.
d_c_troy
Oct. 6th, 2010 08:52 am (UTC)
Критически не понятна категория "ценность выбора". Приходишь ты в магазин и стоит перед тобой, скажем, 2 пакета молока... одно наше, другое, скажем, белорусское (с разными ценами, разными уровнями разрекламированности, разными положениями на полке и т.п.)... какое ты выберешь и почему? как понимать категорию "ценность выбора" в такой ситуации?
var_r_r
Oct. 6th, 2010 09:21 am (UTC)
Выбор молока - это шаблонная дежурная ситуация.
Я говорю о серьезный моральных терзаниях).
(no subject) - d_c_troy - Oct. 6th, 2010 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Oct. 6th, 2010 11:49 am (UTC) - Expand
ars_vivendi_888
Oct. 6th, 2010 09:53 am (UTC)
... что это очень слизеринская мысль! :)
И очень магическая.
var_r_r
Oct. 6th, 2010 10:58 am (UTC)
Почему?)))
ju_undin
Oct. 6th, 2010 10:19 am (UTC)
Мне кажется (я могу ошибаться), что ценность выбора не в осознанных мотивациях. Дело в том, что выбирая "плохой" вариант, человек все равно мотивированно объяснит себе, почему в его данном случае можно поступить "плохо". Мы все легко и непринужденно находим оправдания самым чудовищным своим поступкам.
Истиная осознанность морального выбора, ИМХО, состоит в том, что человек в этот момент четко понимает, что выбрав так, он поступит, как трус, или как подлец, даже если внешне будет выглядеть ангелом. Тут начинает играть роль некая внутренняя чистоплотность, что ли...
Не знаю, четко ли я сформулировала, ибо вопрос в самом деле очень-очень сложный и неотднозначный.
var_r_r
Oct. 6th, 2010 11:00 am (UTC)
Я понимаю, о чем ты, и да, я согласна.
Имея в виду мотивацию, я говорю не о формальном оправдании, а искреннем чувстве внутренней правоты.
(no subject) - ju_undin - Oct. 6th, 2010 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Oct. 6th, 2010 11:50 am (UTC) - Expand
taurelven
Oct. 6th, 2010 10:23 am (UTC)
Конечно же.
Феаноринги поклялись добыть Камень, и не могли отступить. И Финрод поклялся помогать роду Барахира и тоже не мог отступить (да и не хотел отступать, что тоже важно). И это совершенно разные вещи.
var_r_r
Oct. 6th, 2010 11:02 am (UTC)
Понимаю. С клятвами, кстати, вообще сложно.
Я тут все-таки говорю о вещах пожизневых, а непреложные обеты мы даем очень-очень редко).
jack_of_hearts_
Oct. 6th, 2010 01:50 pm (UTC)
Я думаю, что ты умница. :)
var_r_r
Oct. 7th, 2010 05:51 am (UTC)
Мимими).
Полностью поддерживаю).
street_hound
Oct. 6th, 2010 02:51 pm (UTC)
что одно от другого в глазах окружающих зачастую не отличается ;-)
var_r_r
Oct. 7th, 2010 05:51 am (UTC)
Окружающие не при таком ракурсе роляют не особо).
dennis_chikin
Oct. 6th, 2010 05:22 pm (UTC)
Забавно, что пресловутые 10 заповедей - успешно объединяют в себе мораль, этику, и функциональность. Беда однако с учетом личных предпочтений - через что и нарушаются постоянно.

А вот про отказ от мести из трусости - здесь решение предлагается принять из некоей морали и личных предпочтений неопрделенного круга лиц. Этика и функциональность отправлены отдыхать упомянутыми личными предпочтениями. Религиям - крупным монотеистическим - внезапно, тоже отказано.

Страх, черт возьми, естественная реакция, заложенная биологически. У кого-то его может не быть вообще, кто-то боится вообще всего подряд. Эта реакция и ее разброс - необходимы для существвания вида. Вид, все особи которого дают абсолютно одинаковую реакцию на один и тот же раздражитель - либо вымерли, либо вымрут.
И это относится не только к страху.

Но, тем не менее, насилие и подавление насилия насилием - это опять же норма: нет динамического баланса - будут выбраны все доступные ресурсы, а затем - смерть.

Это было то, что мы имеем в реальной жизни.
На играх мы имеем другое. Прежде всего - модель. Которая имеет нулевую массу, и, соответственно, полное "право" реагировать на даже мысленное воздействие - как попало (про деление на ноль в школе проходили, правда ?) Нужно, следовательно, загонять мысль в определенные рамки. Для моделей хотя-бы не смертельные. Чем ? Ну, хотя-бы осмыслением делаемого выбора. Коль скоро сам выбор - движущая сила модели.

Вторую причину опускаю, поскольку личным предпочтениям большинства она противоречит заведомо, и только по этому уже должна быть с негодованием отвергнута. Вместе со всеми следствиями, и пусть тем будет хуже для фактов. 8/
whenawake
Oct. 6th, 2010 07:36 pm (UTC)
Ты капитан:)
var_r_r
Oct. 7th, 2010 05:52 am (UTC)
Не сказала бы).
ariwenn
Oct. 12th, 2010 07:04 am (UTC)
Истинно так.
Правильность или не правильность выбора человек определяет для себя сам. Со стороны выбор может казаться неверным, но это субъективное мнение. Хотя на него тоже не стоит забивать. Ибо, если ты думаешь, что ты весь такой герой в белом, оглянись и посмотри сколько трупов ты оставил позади себя.
Я думаю, что каждый человек, делая некий выбор (особенно очень сложный) взвешивает все за и против и четко понимает, куда его приведет та или иная дорога (по крайней мере думает, что понимает). Иного не дано, если только не относиться ко всему с великим русским "авось".
Ну и, конечно же, есть так называемый "выбор без выбора", которой очень любят применять террористы и некоторые ролевики. Например: "Убей этого человека и мы отпустим остальных или мы убъем всех". Казалось бы, что проще? - но последствия у этих выборов одинаковые, для выбирающего, как ни крути. И вот здесь уже не важна мотивация. И ценность выбора весьма невелика.

В общем тема выбора - это тема не для двух слов. Тут можно писать диссертации, я думаю. Но каждый выбирает для себя какой теории следовать.
var_r_r
Oct. 12th, 2010 07:59 am (UTC)
Ангбанду вообще отказать. В условиях РИ всегда есть что-то еще, что можно сделать, причем в пожизневых усовиях - не факт наверное...
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

Шаг в неизвестность
var_r_r
var_r_r

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com