?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало здесь
Some Stories

Когда кто-то рассуждает об улучшении мира, мы отвечаем: «Хочешь сделать мир лучше? Для начала помой посуду!»

из манифеста Хафлпаффа

Сюжет "Хогвартских сезонов" плохо укладывается в единую схему. Сериал был открыт, и как целое прорабатывался некий дух и символьный ряд игры, а не отдельные длинные сюжетные линии. Можно сказать, что, кроме разнообразных частных сюжетов, было две переплетающиеся их группы: связанные со Школой и связанные с Злом - с Темным Лордом и его приспешниками.


Школьники учились, сдавали экзамены, получали дипломы, становились аспирантами или начинали работать в Министерстве Магии. Все это время они влюблялись, ссорились и мирились друг с другом (и со своими семьями), играли в квиддич, блюли дух своих факультетов и иногда враждовали с чужими, искали себе приключений в Запретном лесу, отбивали атаки темных магов или подпадали под их влияние, некоторые - умирали, многие - понимали нечто новое для себя. Словами главмастера проекта, "...вектор, описывающий жизнь как школу некого опыта. Каждое событие содержит в себе урок, каждое испытание - экзамен, и дело человека - учиться и учиться. Человек должен измениться, приобрести некую законченную форму. Повзрослеть, изжить страхи, постигнуть смысл любви, лишиться иллюзий и т.д. Этот архетип имеет дело с временем (у которого свои чудеса и свои чудовищные лица). Последним экзаменом является смерть. Здесь располагаются книги о детстве и взрослении, многотомные реалистические саги ("Война и мир"), мистические романы о познании ("Ангел Западного окна") тайные доктрины, некоторые авторские сказки ("Буратино") и все, что так или иначе касается адептата (во главе с "Волшебной флейтой" Моцарта). В некотором роде, это жизнь как бег с препятствиями, в конце которой героя ждет преображение. ("И тело Бельбо, повешенного на Маятнике, воплотило собой размещенный в пустоте чертеж древа сефирот, наметив в своем послед нем странствии десять этапов бескровного дуновения, все фазы нисхождения божественного в мир")".


Вторая группа сюжетов была связана как с проблемой Зла, так и с проблемой аристократии, рода, "чистоты" крови. Многие Упивающиеся Смертью были родовитыми "чистокровными" волшебниками, на этом основании относились с презрением ко всем "нечистокровным", и совершили таким образом довольно зла. Сам их предводитель, Темный Лорд Волдеморт, искав божественной власти, стремился - до определенного момента - со слиянием уже со Злом абсолютным, метафизическим. После смерти Лорда его место занял Люциус Малфой.


"Передвигаться по лесу надо тихо и бесшумно, а не спотыкаясь и матерясь, как наши аспиранты по Защите От Темных Сил".


Темных волшебников отыгрывали как игроки, так и мастера, но в конечном счете, Темный блок был игротехническим. "Зло - это некое незавершенное благо, направленное не туда, и видимое только снизу, с земли, из глубины тварного мира. С точки зрения Того-Кто-Все-Создал нет зла, есть цельный мир, поляризованный в материи, где зло - это тигль, в котором человеческая душа синтезирует добродетели, волю, силу, мужество, стойкость, верность, сердечный жар и прочие прекрасные вещи. Потому что пресс в шашечку бывает не от блаженного пения, а от пыхтения на тренажере. В каком-то смысле Волдеморт - это тренажер. Но он добавочно еще и индикатор. Сталкиваясь с Волдемортом, персонаж обнаруживает как глубину своего несовершенства (трусость, нерешительность, слабость, убеждаемость, глупость, безверие, тщеславие, гнилость и пр.), так и вынужден искать в самом себе силы стать получше. Например, в волшебной среде наличествует необоримая матрица: Темный Лорд - это Образ Врага, зло, его надо корчевать. Но никакое оружие Темного Лорда не берет, потому что Темный Лорд и есть источник желания корчевать, он – начальник всей ненависти и мастер создавать Образ Врага (грязнокровки). Тут имеем интеллектуальный затык, легко выливающийся в ненависть снова к Темному Лорду и к себе самим, не могущим решить данный казус, и к Создателю Всего, допустившему сей парадокс. Зло заставляет мыслить. Зло заставляет персонифицироваться".


От сессии к сессии Пожиратели Смерти показывали остальным игрокам разные личины зла. Зло как бездушная государственная машина, слепая хтоническая мощь, терроризм, некромантия, гражданская война, детская слабость и зависимость, влечение к романтическим злодеям, тщеславие и снобизм, недоверие, подмена имен, предательство и так далее. Вновь и вновь одни дети шли в ученики к темным магам, другие - к аврорам, третьи - пытались балансировать в поисках себя самих. Возник мощный шпионско-детективный пласт игры (Кто входит в студенческий клуб X? Чем они там занимаются? Кто убил старушку? Ваше алиби? Откуда у них такая информация? Кто предатель?).


По ходу Сезонов игра со Злом постепенно вытесняла другие типы игры. Одним из центральных событий всей серии стало заключение Договора и перемирия между Орденом авроров и Орденов Вальпургиевых рыцарей (то есть, Пожирателей смерти). Впрочем, Договор был нарушен и не остановил кровопролитие. Легкой комедии из Сезонов изначально не получилось.


Symbols and Meanings


"В нашем случае ритуальной схемой является спуск Тесея в лабиринт, нить Ариадны ему вручают на уроках. Эта схема и есть содержание игры"


Лора Бочарова


Романы Роулинг, среди прочего, характерны тем, что из них тщательно вымараны упоминания о религиях. "Хогвартские сезоны"
были в этом отношении им полностью противоположны.


Весь мир Сезонов строился на христианских аллюзиях, а поверх них - на постмодернистском сплаве массы старых и новых европейских мифов, по возможности, не противоречащих духу романов Роулинг.


И это не исключало толику женского любовного романа.


Мастера использовали все это в плетении ткани игры. Например, Темный Лорд в свое время ушел в Сидские Холмы и пребывал там несколько сессий.


В свою очередь, игроки интерпретировали происходящее свободно и разнообразно. Феникса ассоциировали с тем или другим ликом Троицы, постоянно упоминалась воля Мерлина, ожидалось возвращение Артура и так далее. Со своей стороны, темные маги утверждали, что "Светлого Лорда не существует".


История магического мира по Роулинг была очень сильно дополнена историями об Основателях Хогвартса, их учениках, о некоторых темных магах древности и их зловещих ритуалах, о множестве волшебных родов и существ. Использовались артурианский цикл легенд, кельтские предания, также аллюзии на классическую английскую литературу – в первую очередь Шекспир, Уайльд, Кэрролл, Честертон. Периодически для внесения новых сюжетных и стилистических ходов в игру вводились персонажи-иностранцы (не британцы), принося с собой свой пласт волшебной культуры. Так в проекте прижилась часть мифологии Восточной Европы (через персонажей – выпускников школы Дурмстранг).


Символьный пласт игры сделался исключительно мощным. Предметы Хогвартса были, вообще говоря, дурацкими и несерьезными. Но сквозь них тут и там просвечивали символы, идеи и архетипы как свободных искусств, так и множества учений европейской мистики и эзотерики. В Хогвартсе изучали древо Сефирот и человеческие тонкие тела, астрологические свойства планет и алхимические стадии преобразования личности.


Все это - вместе с интересом к проблеме Зла - могло бы привлечь к игре внимания пожизневых сатанистов или фашистов, но этой опасности удалось избежать.


Но в Сезоны играли свободные живые люди, и потому под всем этим лежал другой, старый и очень мощный пласт - индивидуальное и коллективное бессознательное. Мастера считали, что мы живем в то самое время, когда интеллект потерпел (временный?) крах в объяснении мрачных глубин человеческой души. Но сами эти глубины, естественно, никуда не делись. Зло и непрощение, секс и насилие. Об этом написаны были жестокие мифы и жития святых мучеников, боевики и вампирские саги, а в наше время - разнообразнейшие фанфики в огромном количестве. "Роулинг написала «детскую книжку», где все это торчит, как драконьи зубы, вот-вот из них встанет армия. Бешеный успех этого Дерьма (в пику недерьму – Нарнии, чья популярность далеко не столь оглушительна, и которая не породила ни одного фанфика-продолжения) говорит о Насущности темы: архаика и мы. Мы и наше темное дно. Мы как таковые: наше истинное Я, наша Тень, наш нажитый интеллект и наше тело – какой пейринг вы предпочтете? Прекрасный детектив – не кто убийца, а каков же его Истинный Архетип. Зачем люди служат видимому злу (ваши теории? Мотив – это выгодно – недостаточен, потому что это невыгодно: злодеев пиздят, а свои же подельщики имеют их за промашки почем зря, их кидают дети и господа, и у них повреждены конечности). Сводить романы Роулинг к полетам на метлах и школьному хулиганству – это плескаться на мелководье, за чем неизбежно воспоследует исчерпание так и не переваренной темы. Романы Роулинг – это богоданный шанс говорить о крайне серьезных и глубоких вещах нетривиальными игровыми методами".


И это, вероятно, подходящее место, чтоб поговорить о том, почему не все пошло гладко.


No Satisfaction


Недостатки "Хогвартских сезонов" стали продолжением их достоинств. Очень мощная, насыщенная, долгая игра, имеющая непосредственное дело с глубинами бессознательного, не могла обойтись без эксцессов.


Как сериальная игра, Сезоны создавали прочную связь игрока и персонажа. Уровень напряжения сюжета игры был очень высок и направлен на испытание воли и морали персонажа. Это в итоге часто приводило к тому, что вызовы персонажу игрок воспринимал, как вызовы себе. Кроме того, игроки ведь лепили персонажей буквально из себя. Иными словами, двусторонний bleeding стал одной из самых главных черт "Хогвартских сезонов".


Игроки привязывались к персонажам, потому что жизнь тех часто была интереснее. Судьба волшебника, замешанного против воли в практике Темных искусств, обязанного жизнью своему врагу, и поставленного в ситуацию выбора между любовью и долгом - куда более интересна и вызывает больше переживаний, чем жизнь офисного клерка.


В результате некоторые игроки продолжали эмоционально пребывать в мире магической Британии и между игровыми сессиями. Они вели в Интернете игровую переписку и устраивали многочисленные сыгровки формата «светский раут», «день рождения Гермионы Грейнджер», «ритуал Темного Лорда» и т.д.


Когда твой персонаж близок тебе самому, его экстремальные переживания в безопасной обстановке игры помогают тебе познать самого себя. Сильные совместные переживания создавали крепкую дружбу между игроками. Несколько романов между персонажами "Хогвартских сезонов" закончились счастливыми свадьбами игроков.


Но были и случаи, когда вражда персонажей навсегда испортила отношения игроков. Иногда чрезмерное погружение в игровую жизнь приводило к депрессиям и отсутствию интереса к жизни реальной.


Начиная примерно с третьего года проекта стали проявляться несколько тенденций, угрожавших ему целиком. Во-первых, мир стал слишком велик. Несколько очень насыщенных сессий подряд привели к тому, что стало слишком сложно правильно - и красиво! - согласовать каждый новый акт творчества игроков - новое магическое действие или ритуал - с правилами и сложившей историей и стилистикой мира.


Перед каждой сессией в игру постоянно вводились новые магические сущности всех сортов - артефакты, гости из других стран, неожиданные сюжеты, зелья и ритуалы. Стали заметны читеры и манчкины. Отдел тайн сбился с ног. Появились игроки, обиженные на действия других игроков и мастеров. Со временем несколько таких игроков начали открытую травлю проекта в Интернете и продолжили это делать до самого его конца. Чем-то это напоминало травлю Джорджа Мартина его фанатами.


Во-вторых, мир делался все мрачнее. Блок темных магов не был целиком игротехническим. Несколько хороших игроков и несколько мастеров, отыгрывавших темных персонажей, создали сплоченную команду. На уровне сюжетного противостояния она была сильнее, чем разрозненное сопротивление персонажей светлых. Кроме того, расхожей фразой стало "Темного Лорда нужно победить в себе". Пока светлые персонажи этим занимались, темные маги по одному убивали авроров и учеников Хогвартса. Постепенно Дом-на-Холме сделался мрачной твердыней, которая некоторым казалась уже несокрушимой в рамках правил игры.


В-третьих, постепенно стало понятно, что игра в деревне Хогсмид не имеет того напряжения, что в Хогвартсе и в Доме-на-Холме. Хогсмид так и не нашел самостоятельной сверхидеи. Ростки мирной культурной жизни раз за разом сметались идущей войной.


В-четвертых, многие игроки возымели неуважение к смерти своих персонажей. Они вновь и вновь хотели возвращаться в игру, придумывали, как это можно сделать в рамках мира Сезонов и пробивали свои решения у мастеров. Смерть в игре начала терять ценность.


В-пятых, все это не отменяло дикую и еще растущую аддиктивность мира игры. Число игровых ЖЖ-дневников персонажей стало измеряться десятками, многие вели игровую переписку и сыгровки круглый год - иногда в ущерб реальной жизни - и именно эти люди составляли активное ядро сообщества. Их полушутя стали называть "наркоманами" и "сектантами". К ним примыкали сетевые тролли, которые гнобили проект, не в силах потерять с них хотя бы такой контакт.


Менялись мастера, часть напряжения сбрасывалась на Зимних сессиях (например, одна из них была посвящена шестидесятым годам и все славно оторвались), но атмосфера недоверия в проекте и вокруг все густела. Уже мало кто верил, что костяк мастеров и игроков смогут оторвать себя от Сезонов. Но все больше отношений портилось. Наконец, весной 2011 года состоялась последняя сессия. Ожидавшегося катарсиса не случилось, но сюжет все же получил более или менее внятное завершение. Среди многочисленных и многосторонних обвинений в читерстве и манчкинстве добро победило.


Epilogues and Reflexions


"Единственное, что надежнее, чем магия – это твои друзья"


Макбет


Теперь "Хогвартские сезоны" отчасти погребены под гнетом предвзятых отношений. Так много узлов не было ни развязано, ни разрублено, так много отношений испорчено, что многие забыли волшебство Хогвартса. Тем более, что ряд видных российских игроков сыграли в Сезоны лишь на поздней стадии проекта. Они попали в самую гущу взаимных обид и в центр огромного магического мира, который все более неуклюже пытался осознать сам себя.


К концу Сезонов только основные правила и материалы игры занимали сотни страниц, а общий объем игровых отчетов, писем, размышлений был больше еще на два порядка. Изначальная тема игры - человек, познающий сам себя, чтобы придти в итоге к свету, к преображению - была почти вытеснена в сознании игроков и персонажей бесконечной мрачной войной, недоверием и обидами.


Теперь, полгода спустя, пыль немного улеглась, и можно спокойнее сказать уже что-то о построенном здании проекта - в его целостности. Каков был его жанр? Один из известных мастеров России Алексей Семенов (Макдуф) предположил, что это была средневековая мистерия - религиозный театр на площадях городов Западной Европы. Сюжет мистерий был задан достаточно жестко - Священное Писание или Предание не переделаешь. Принять участие могли практически все желающие. Но Макдуф добавил, что Сезоны, вероятно, были не идеальной мистерией - потому что было непонятно, а какой именно сюжет суммарно отыгрывался. С этим сложно спорить. Без христианства "Хогвартских сезонов" просто не существовало бы. Но десятки и сотни игроков вели свою сюжеты, хорошо или плохо, и магистральный сюжет, несмотря на поздние усилия спохватившихся мастеров, не получился ни гладким, ни удовлетворительно завершенным. Последние части симфонии и ее финал получились почти какофоническими.


Изъян Сезонов знаком творцам и зрителям всех сериалов с открытым концом. Начиная такой сериал, автор не знает толком, получится ли к концу что-либо цельное и дельное. Скажем, становится почти невозможно создать завязку, кульминацию и развязку сериала в целом. Невозможно понять, когда именно следует остановиться (а то, что не имеет конца - не имеет смысла), сериал постепенно теряет хребетную структуру, которая сохраняется только на уровне отдельных серий или сессий. И тем более, если главных актеров одновременно полторы сотни.


Как однажды сказал игрок, отыгрывающий Темного Лорда, "Хогвартские сезоны" - игра, на которой люди притворяются, что играют". Градус заложенной свободы был велик, а это значит, что игра была тесно связана с состоянием российского общества, в котором мы живем и жили. Многие искали в Хогвартсе идеальную, добрую и прекрасную школу, которой у них не было по жизни. Другие проговаривали в персонажах свои психологические сложности, и это явно как-то связано с тем, что психоаналитиков в России посещает очень мало кто. Религиозные стансы Сезонов существовали на фоне слабых российских церквей. Кроме того, в российском обществе традиционно мал радиус доверия - люди склонны относиться с подозрением, равнодушием или неприятием к тем, кто не входит в близкий круг друзей.


Наконец, российское общество в целом можно сейчас охарактеризовать скорее как сословное чем демократическое. Некоторые даже доходят до слов "средневековое" и "феодальное". Ancien regime. И многие темы Средневековья и Ренессанса - Бог и человек, достоинство и путь преображения человека, аристократия, зло, страдание и их корни - сделались центральными темами "Хогвартских сезонов".

***

Но этим довольно грустным теоретическим рассуждениям есть что противопоставить из практики свободного искусства. Сезоны были вместилищем красоты. Очень глубокой, яркой и многообразно прекрасной игрой, они даровали игрокам тысячи моментов восхищения сердца, и тысячи - это не риторическая фигура. Сказать ли - они действительно преображали людей?


Было создано огромное множество прекрасных рассказов, стихов, фанарта, songvids, мантий, волшебных палочек, ролевого реквизита. За эти годы в России прошло около десятка игр по миру Гарри Поттера, не входящих в Сезоны, но чем-либо им обязанных - мастерами, игроками, идеями, правилами - и эти игры уже были избавлены от гнетущей сложности. Только в этом году после последней сессии разные группы мастеров заявили сразу четыре новых игры.


В 2008 году, на пике игры Отдел тайн провел перепись населения магической Британии и собрал с жителей анкеты - с вопросами о том, как те видят свои идеалы, желания и возможности.


И по результатам главмастер проекта писала: "…Думалось, все будет уныло и депрессивно - однако, все совершенно наоборот! Громадье планов наполнилось плотью, и на первое место вышел Человек. Консерватизм в ваших анкетах превращается в идеализм, равнодушие – в милосердие, абстрактное волшебство – в любовь к конкретным людям и в примирение с самими собой – не идеальными героями романов, а живыми персонажами реального, подвижного мира. Такое чувство, что под мрачной и скандальной личиной, которую модно носить сегодня в обществе, каждый занимается восходом солнце вручную, и там нехило сияет. Только это частное дело и все еще большой секрет.


Совершенно отсутствует стадный инстинкт, процент «поточности» минимален. Не знаю, где еще можно наблюдать такие результаты.


Главная преграда для подавляющего большинства – трусость. Это отличные данные, потому что мне казалось, что будет названо бессилие. А трусость, как известно, проверяется и рассеивается в окопе. 


Мы участвуем в глубоко моральном проекте. Где-то даже традиционалистическом. Звучат и защищаются старые как мир добродетели: верность, мужество, крепкая семья, мирная жизнь, человечность, милосердие, любовь, свобода, прямота и честность, надежда. Ни мути, ни патологий. «Идея красивой грязи давно ушла в прошлое». 


Разница между изложениями людей, проигравших 1-2 сессии, и людьми, проигравшими 2-3 года – огромна. Примерно как между куколкой и бабочкой. 


Это не значит, что нет яростных людей, готовых кого-то убить по личным мотивам, отмстить за то и это. Что нет горечи или цинизма. Но их процент ничтожен. И это не значит, что люди, столь схожие в своих идеалах или целеполаганиях, легко смогут договориться. Тем более – объединиться, и произвести чудесное превращение со всем нашим противоречивым миром. Это под силу только им самим с помощью неназываемых сил. Ни один мастер не сможет им этого навязать или увалить их в некую братскую кучу. Это должно стать упованием среды. Чудо находится где-то в этой области.

Потому что если люди проложили друг к другу мосты – эпоха никуда не денется. Она прогнется".

 

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
almaska
Mar. 5th, 2012 08:55 am (UTC)
Вы - молодцы!
var_r_r
Mar. 5th, 2012 09:02 am (UTC)
Ми)
pingback_bot
Mar. 5th, 2012 09:08 am (UTC)
Про Хогвартские сезоны
User almaska referenced to your post from Про Хогвартские сезоны saying: [...] Продолжение - здесь [...]
sfairatt
Mar. 5th, 2012 09:59 am (UTC)
Интересное было ознакомиться. Конечно, не лишено субъективности, но тут уж не мне судить, в целом - здорово. :)
Из замечаний, единственное, - я бы добавил в статью упоминание о квиддиче выросшем, фактически, в отдельный вид спорта.
var_r_r
Mar. 5th, 2012 10:04 am (UTC)
В полном варианте статьи есть примеры тинктур зелий, описание ТТХ монстры и в том числе - правила по квиддичу и рассказ о нем.

Спасибо.

Выйди в аську при случае - надо таки обсудить один вопрос про Статут.)
rishkin1990
Mar. 5th, 2012 12:02 pm (UTC)
Над частью о сетевых троллях посмеялась.)

Отличная статья, многое верно - и я говорю не о достоверности относительно самих сезонов, которые я почти не застала, а об идеях и посылах, заложенных в этом сочинении и переданных по мере ваших с Доминикой сил.
Хорошо, если все было именно так.
var_r_r
Mar. 5th, 2012 02:19 pm (UTC)
Спасибо)
sun_ru
Mar. 5th, 2012 04:20 pm (UTC)
прочитала с интересом. спасибо, ты молодец)
var_r_r
Mar. 5th, 2012 06:04 pm (UTC)
Ми). Спасибо.
karissa8n
Mar. 5th, 2012 07:57 pm (UTC)
Спасибо, отличная статья!
var_r_r
Mar. 6th, 2012 08:14 am (UTC)
Не за что).
enzalt
Mar. 6th, 2012 11:08 am (UTC)
Очень хорошо написано. Читал запоем)
var_r_r
Mar. 6th, 2012 02:03 pm (UTC)
Спасибо. Думаю, не предложить ли МоеКу, только с редактурой под Россию.
enzalt
Mar. 7th, 2012 07:02 am (UTC)
Обязательно. Стучись к Джей.
numenel
Mar. 6th, 2012 01:21 pm (UTC)
Вар, не очень ясен абзац в части про символы. Или частица не та, или предложение не дописано, или я жираф ))))
-Весь мир Сезонов строился на христианских аллюзиях, а поверх них - на постмодернистском сплаве массы старых и новых европейских мифов, по возможности, не противоречащих духу романов Роулинг.
var_r_r
Mar. 6th, 2012 02:03 pm (UTC)
Все ок? Что смущает? Так и должно быть.

Раскрыть смысл?
numenel
Mar. 6th, 2012 02:51 pm (UTC)
После пятого перечитывания абзаца до жирафа все-таки дошло, где корова зарыта )))
artana310
Mar. 7th, 2012 05:23 am (UTC)
Просто класс!!! Было вроде давно, но до сих пор все это вокруг меня, и более того, останется внутри меня...
var_r_r
Mar. 7th, 2012 07:02 am (UTC)
Спасибо)
artana310
Mar. 7th, 2012 08:17 am (UTC)
Буду в Москве с 13 марта до Комкона. Можем повидаться 13 или 14, могу даже в гости заехать :) У меня нет твоего номера, скинь мне, плиз :) Мой +7-919-367-72-ноль девять
var_r_r
Mar. 7th, 2012 08:19 am (UTC)
Супер! 89258825175

Давай 13, потому что 14 у меня встреча))). Приезжай к нам в гости с ночевкой, пожалуйста.
artana310
Mar. 7th, 2012 08:53 am (UTC)
Окей, классно. Скинь мне смс-кой адрес.
var_r_r
Mar. 7th, 2012 08:55 am (UTC)
Задонский проезд 24, стр1, кв.5
Но все равно надо созваниваться, потому что это самостоятельно найти трудно)
artana310
Mar. 7th, 2012 09:05 am (UTC)
А метро какое?
var_r_r
Mar. 7th, 2012 09:07 am (UTC)
Шипиловская
morlynx
Mar. 8th, 2012 07:43 am (UTC)
Спасибо за статью, вы молодцы!
var_r_r
Mar. 8th, 2012 08:19 am (UTC)
Ми)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Шаг в неизвестность
var_r_r
var_r_r

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com