?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот здесь k_r_o_l_l  делится размышлениями на тему природы добра и зла в контексте ролевых игр, коммерциализации оных и бабла.

Я по этому поводу думаю следующее (читать отдельно от исходного поста довольно бессмысленно):

Мне кажется, что тут имеют место 2 проблемы: это позиционирование мастером своей игры, а так же - простраивание взаимодействий с игроками.

У меня сейчас два удачных опыта подряд, которые в полной мере иллюстрируют, что _сотворчество_возможно_ -  это "Статут" и "Но Пасаран".

Теперь чуть подробней:

1. Когда мастер говорит: "Вы сдаете взнос, а я вам делаю игру" - он совершает первую ошибку. Потому что сам ставит себя в позицию парня, который теперь всем должен за деньги. Правильный подход: ребята, я по любви делаю игру, хочу, чтобы вы делали ее со мной, а бабло мы тратим все, потому что мир жесток.

2. Когда мастер говорит: "У нас есть много интересных ролей, мы под каждого продумаем индивидуальные замесы и вам будет хорошо" - он допускает следующую ошибку. Правильный подход: "У нас есть много интересных ролей, и мы под каждого придумаем интересные замесы, но если вы не будете ничего делать сами, то ваши персонажи останутся на уровне стартового мастерского вброса, иными словами, наполнение их душой - это ВАША прямая задача." И глядишь - сразу активность повышается, игровые переписки устраиваются и так далее.

3. Когда мастер говорит: "За взнос мы обеспечим вас всем необходимым" - он лукавит. Потому что это точно не так. Лучше честно сказать: "Ребята, за внос мы обеспечим вас этим (список прилагается), а так же, помогите нам сделать костюмы для игротехников, которые с вами же будут играть, и еще лампочки надо спаять, и нет, мы не будем нанимать таджиков, потому что это наш творческой общий процесс". Приезжают люди и паяют лампочки, и никто не заикается даже про то, что 3000 рублей он уже сдал, поэтому теперь царь и бог.

4. Ничто так не сближает, как чувство общей ответственности. Тезис: "Игроки несут за проект ответственность друг перед другом и перед мастерами" - предельно верен, и его надо с самого запуска проекта постулировать на каждом шагу.

5. Заходы типа: "Что вы можете мне предложить?", которые идут с позиции: "Я суперзвезда, а вы - моя индустрия развлечений" - лучше рубить с плеча. Отличный метод - спросить в ответ: "А что ты мне можешь предложить? Вот я мастер, у меня игра, чем ты мне, по-твоему интересен? Что ты можешь дать моему миру?" Стремно, но работает.

Со "Статутом" все это получилось процентов на 80. Все всё делали вместе, а потом еще и проект вышел в +50000 рублей. И да, мы устроили афтер-пати, вернули взносы игротехникам и игрокам, работавшим на проект с маньячным усердием, купили подарков помощникам МГ и возрадовались. Это я к чему. Бабла вроде много, а коммерциализации - нет.

"Но Пасаран" с точки зрения сотворчества - тоже отличный пример. Не знаю, что там и как было у МГ с игроками, но то, что я видела на игре и вижу сейчас в сообществе игры - наполняет меня благодатью взаимной любви. И нет там общества потребления даже близко.

Короче, резюмируя, хочу сказать следующее:
Надо четко и сразу доносить до игроков свою логику построения взаимоотношений. И в процессе, регулярно напоминать. Это работает.
А игрокам - надо каждый раз, прежде чем кинуть очередной понт, вспоминать о том, ради чего все это делается, и не лучше ли на курорт съездить.

И есть еще несколько важных аспектов.

1. Wi-Fi и перины обычно вспоминаются тогда, когда кроме как на них - надежды ни на что нет. Иными словами, если у игрока интересная роль, хороший концепт игры и мастера пашут - ему как-то пофиг на блага цивилизации в глобальном смысле.

2. Конкуренция, на самом деле, идет не на уровне коммерции, а на уровне идей. Чей концепт мощнее, ту игру нормальный игрок и выбирает (в среднем по больнице).

3. Мастер, который стоит на позиции "игрок-друг", автоматически в плюсе. Как только мастер начинает воспринимать игрока как коварного врага, который пришел порушить хрустальный замок его мечты - все сразу становится голимо и не по-людски. По сути, отношения мастера к игроку - это вообще основа всего. Стоит перестать любить и доверять людям - как они сразу же перестают любить и доверять тебе))).

Comments

sheser
May. 31st, 2012 04:33 pm (UTC)
В рамках темы хочу упомянуть один момент, который мне периодически попадается на глаза. Я не буду называть никого персонально, и тем не менее.

Требуя за игру взнос, некоторые МГ не считают себя обязанными за этот взнос вообще что-то обсепечить. Вывоз мусора? Сами-сами-сами, куда хотите, мы не нанимались. Вода? То же самое. Охрана полигона, помощь по заезду, медицина, ещё что-то? То же самое. Считают себя вправе просто написать на сайте, что ничего организовать не подписываются, и готово. Зато взнос положить в карман как "плату за работу мастера" - это в порядке вещей. Хорошо, допустим, сумма взноса не включает затраты на АХЧ, а служит только как компенсация за годичную работу и вывоз некоторого антуража, который, к примеру, на игре касается пары-тройки персонажей. А в чём же состоит эта работа? Смотришь правила - дырявые, сюжеты плохенькие, в целом - сделано тяп-ляп. Но на вопрос "что конкретно входит во взнос" вдруг МГ начинает колбасить, как чёрта от ладана, и неизвестно откуда возникает тема правомочности сокрытия мастерских расходов.

В большом и злом мире такое называется мошенничеством и подпадает под статью УК. Но тусовка устроена особым образом: попробуй только заикнись, что это недопустимо, и тут же МГ и её близкий круг (который вовсе никак материально ен заинтересован, чисто из чувства локтя) начинает обижаться. Возможны обвинения в нарушении дружеских уз и т. п. Кому со тороны скажи, что МГ, действующая подобным образом, про дружбу что-то говорит, со смеху покатится. А в тусовке это воспринимается как саом собой разумеющееся.

И я (можно со мной не соглашаться) считаю, что такая тенденция - самая негативная. Можно как угодно договариваться про обязанности игрока и мастера, можно находить разные формы взаимодействия, но когда человек всерьёз считает, что он может получить деньги ни за что и при это отчётом не обязан - это готовая могила любому сотворчеству. У нас нет худсоветов, которые бы решали, сколько за свою работу мастер заслужил. У нас нет вообще единого критерия оценки игры, и быть не может, игра слишком штучное дело, и её удачность зависит сразу от кучи факторов, как субъективных, так и объективных, как тех, на которые можно повлиять, так и вне нашей воли. И если подобная практика укоренится, бороться с этим можно будет только одним способом: формализовать отношения игрока и мастера на бумаге. А это будут уже совсем другие игры.
quelle_rusco
May. 31st, 2012 05:51 pm (UTC)
такая тенденция - это намного бОльшая беда, чем вопли игроков про "не было вай-фая". Потому что очередные юные игроки, насмотревшись на такое, уже сами начинают делать игры с тем же заходом.
И люди едут.
Наблюдаю это уже много лет.
sheser
May. 31st, 2012 06:44 pm (UTC)
О, я не одна в своих печалях? Это радует. Обычно на мои замечания в духе "что ж вы делаете-то" следует жизнерадостная отповедь "а чо такова".

Да, это как вирус. Причём дело касается не только нечистоплотности и мелкого мошенничества. Принцип работает и в другом: сделать игру кое-как - всё равно приедут друзья и мы классно потусим, выбрать полигон кое-как - какая разница, зачем напрягаться, доверить АХЧ некомпетентным людям, при этом, опять же, берущим деньги - подумаешь, игроки платят. Чем бы человек, "укушенный" этим вирусом, ни занялся, везде будет всё спустя рукава и под лозунгом "я никому ничего не обязан".

Может сложиться так, что и ответственные люди с какими-то вещами не справляются или справляются не очень. Но всегда видно, сделали они что-то, чтобы задачу решить, или же пошли по пути наименьшего сопротивления, выбрав первый попавшийся вариант, лишь бы не морочиться.
quelle_rusco
May. 31st, 2012 06:51 pm (UTC)
увы, но этот подход очень прочно угнездился в украинских играх. Причем уже давно.
var_r_r
Jun. 1st, 2012 06:32 am (UTC)
Скажем так.
Вне зависимости от тенденции, я стараюсь мастерить игры так, как написала в посте.

Что касается мастерской зарплаты - то это вообще туфта какая-то. Я профессиональный маркетолог, 5 дней хожу в офис и получаю за это зарплату. Но мастерение игр - это для меня не профессия, и я даже примерно не собираюсь на этом зарабатывать. Даже если взять эти наши статутские 50 т.р. - ну смешно же 9 месяцев убиваться об проект, чтобы потом получить финансовый выхлоп, чуть превышающий мою месячную зарплату))). Не говоря уже о том, что труд был коллекивный.

И я считаю хорошей практикой делать прозрачные бюджеты и показывать структуру, четко и по пунктам перечисляя игроку, на что идет взнос. И чем больше подробностей - тем лучше. Более того, делать это надо на этапе озвучивания взноса, чтобы те, кого такое финансирование проекта не устраивает - могли на него не поехать.
Max Shkel
Jun. 1st, 2012 09:05 am (UTC)
Подход, кстати, отличный. Позволит еще много лет делать отличные игры. Вы правы, если ты хочешь от людей со-творчества - относись к ним как к друзьям и коллегам по "артели". Хорошо что Вы нашли способ обойти все эти "потребительские понты". Я-то думал что у РИ нет будущего. Ан нет! Приятно, чёрт возьми!
var_r_r
Jun. 1st, 2012 09:19 am (UTC)
Спасибо). Ну как сказать - нашли. Делаем все возможное, чтобы обходить. Совершенства пока не достигли, потому что регулярно бывает и пассивность, и лень и непомнимание, но никакого разочарования пока нет.
sheser
Jun. 1st, 2012 01:59 pm (UTC)
Совершенно правильно: и прозрачность минимизирует путаницу и недоверие, и при желании всегда можно заранее понять, стоит ли с такой МГ связываться, и можно предложить свой вариант дешевле - почему нет? После игры это бессмысленно, но до - куда как уместно.

Естественно, я говорю не о тебе.

Про з/п всерьёз и рассуждать нечего.
var_r_r
Jun. 1st, 2012 06:35 am (UTC)
Честно говоря, я не очень в курсе, у кого можно так ловко поиграть. За последние 3 года у меня ни с кем не было проблем, а что было раньше - я уже в подробностях с точки зрения АХЧ вряд ли вспомню.

Да, какие-то косяки вспоминаются. Но мошенничества точно не было).
sheser
Jun. 1st, 2012 02:00 pm (UTC)
Парадокс в том, что люди сами не понимают, что занимаются мошенничеством. Но имён называть не хочу.
v_himera
Jun. 1st, 2012 01:01 pm (UTC)
В том, что бюджет игры афишировать не стоит, единодушно и категорически согласно большинство знакомых мне МГ. (Хотя есть и исключения - например, "Бастилия" свои бюджеты выкладывает.)

Причины - это наносит очевидный вред отношениям, потому что провоцирует обсуждения "это можно было сделать дешевле, а это на игре вообще нужно не было, по крайней мере, моему персонажу". И такие пункты возникнут всегда, как бы МГ не блистала логистикой.
var_r_r
Jun. 1st, 2012 01:15 pm (UTC)
В этом есть резон, поэтому я не выкладываю бюджет в виде экселевского файла, а называю основные статьи, могу ответить на вопросы по примерному распределению средств. Бюджет в открытом виде я бы могла отправить игроку по личному запросу с условием личного обсуждения со мной без публикации, именно по той причине, которую вы указываете.

Но чем больше правды говоришь людям, тем им спокойней. К примеру, такие цифры как сумма аренды базы, можно называть без проблем, потому что они никак не меняются от технического гения мастера - если не меняется сама база.
sheser
Jun. 1st, 2012 01:27 pm (UTC)
Вот-вот-вот.
Именно эти "аргументы", я ждала их.

Profile

Шаг в неизвестность
var_r_r
var_r_r

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com