?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Меня очень сильно утомил шум, который день за днем все сильнее искажает события и информацию. Поэтому я напишу ряд кратких тезисов про этот регион, и у меня нет сомнений, что все заинтересованные лица их прочтут. Призываю читателей к корректным высказываниям, агрессивные и хамские комменты буду удалять.
Отдельно прошу прощения у правоверных толкинистов за возможные шероховатости в формулировках.

1. Метафизика и религия
Все младшие народы Средиземья на игре существовали в формате обществ культуры мифа. Общества с подобным устройством предполагают наличие религий разнообразного порядка, потому как знания о мире необходимо поддерживать верой в те или иные вещи.

Вообще, проявленная религия для мира Толкина - явление нехарактерное. В основном, народы обладают либо истинным знанием о мироустройстве (в той или иной степени доступности), либо, соблазненные искаженным знанием от Мелькора, скатываются в темные культы. Но мы посчитали, что будет интересно и достоверно (с точки зрения игрового пространства), если племена и народы, далекие от классической мудрости Запада, будут иметь автономные культурные надстройки, так как это создает еще одно обширное и яркое поле для игры.

Каждая религия строилась как шифр, как наборка кодов, в которой, в зависимости от пути развития народа, просматривалось больше или меньше истинных реалий мира Арды. Например, за богами и героями некоторых культур стояли фигуры валар и эльфов Первой эпохи.

Но нерушимым и самым важным пунктом было то, что вне зависимости от специфики веры, сама метафизика Арды - неизменна. Иными словами, можно верить в Магомета, в Аллаха, в Иисуса, или ни во что не верить, даже в черта, на зло всем, но игрок (на уровне игрока) должен осознавать, что мир создан песней Эру, что на Западе все еще есть Валинор, что есть там на тронах воплощенные стихии и так далее по тексту.

2. Люди и магия
Мастерская группа четко стояла на позиции, которая не противоречит тексту Толкина, и заключается в том, что люди в мире Арды самостоятельной магией не владеют. Магия как таковая может быть от волшебных созданий (эльфов, майар темной и светлой природы) и тех людей, которые служат Тьме, продавшись ей за некоторые способности.

Специфика светлого пути заключается, помимо всего прочего, в невозможности использовать все средства, которые ведут к результату, и это круто. Поэтому довольно странно слышать заявки типа «Мы год писали религию и провели суперритуал, где наши плюшки», потому как игра в религию – самоценна и существует ради самой себя. Почему на играх по Средневековью никто не ходит за мастерами с запросом о том, где ответ на его молитву здесь и сейчас?

3. Смерть
Основная причина падения людей - в искажении восприятия смерти, которая по базе является даром Эру. При этом, в «Сильмариллионе» сказано, что эльфы навсегда связаны с судьбами Арды, а вот души людей уходят за Двери Ночи, и куда они отправляются - ведомо только Единому. Это принципиальный, системообразующий тезис, одна из основ понимания мира.

В случае Дахара, вера в то, что люди бессмертны и проходят постоянное перерождение - это вполне нормальный и довольно красивый выход из пространства страха перед смертью. И как основа для религии, этот тезис был без проблем пропущен. Проблема случилась ровно в тот момент, когда игроки решили, что эта часть религиозной системы должна работать на уровне игротехники, то есть души их персонажей правда должны возвращаться в тела и не терять памяти. Это очень соблазнительная перспектива, но вне зависимости от религиозного шифра культуры, она в пространстве Толкина существовать не может по определению. Мне очень грустно от того, что этот момент недопонимания всплыл уже на полигоне с ремаркой: "Но вы же нам сами это пропустили!" Веру в перерождение? Конечно. Почему бы и нет. Реальную реинкарнацию людей в пределах Арды? Это невозможно.

4. Посмертие
Подробное описание скриптов посмертия можно прочесть тут. Но кратко скажу, что задача посмертия была вовсе не в том, чтобы поддержать каждую конкретную религию игры, а в том, чтобы обеспечить игровую рефлексию в рамках единого мира, созданного Эру, деролинг из одной роли и подготовку к следующей. Мертвятники и для Средиземья и для Нуменора были одинаковые, отдельное посмертие было для эльфов (маяк Тол-Эрессеа) и темных людей/орков (Мордор). И никто из игроков не требовал и не ждал индивидуального посмертия со своими богами. Это было, с одной стороны, нереализуемо при всем желании, ибо требовало создания девять разных мертвятников под все существующие культуры, но что еще важнее – это было ненужно игре.

5. Человеческие жертвоприношения и служение Эру
Тут все довольно просто. Мир профессора существует в христианской парадигме, и это не вызывает никаких сомнений. В контексте христианства, человеческое жертвоприношение является убийством, добровольное принесение себя в жертву (не самопожертвование, а ритуальное жертвоприношение) является самоубийством. Что говорит христианство о таких практиках – известно. Эру не одобряет.

Безусловно, персонаж может свято верить в то, что его душа очищается через огонь. И это круто, потому что дает богатейшее поле для культурных конфликтов, игры в религию и дискуссий о метафизике. Но игрок при этом должен понимать, как это выглядит с точки зрения объективной логики мира.

«Лев зарычал так, что земля содрогнулась, но гневался он не на меня и сказал: «Я и Таш столь различны, что если служение мерзко, оно не может быть мне, а если служение не мерзко – не может быть ей. Итак, если кто-то клянётся именем Таш и держит клятву правды ради, мной он клянётся не ведая, и я вознагражу его. Если же кто совершит злое во имя моё, пусть говорит он: «Аслан», – Таш он служит и Таш примет его служение.» (с. Клайв Льюис, «Хроники Нарнии: Последняя битва»)

То, что персонаж поклоняется Демиургу, за которым на некотором уровне стоит фигура Эру, вовсе не значит, что любое деяние, совершаемое во имя Демиурга (Эру) является благим и светлым.

6. Эльфы и вмешательство в судьбы Арды
Вторая эпоха отличается от Первой очень сильно, и в том числе тем, что эльфы в принципе не склонны вмешиваться в судьбу людей, особенно незадолго до падения Нуменора. Плюс к тому, исходя из загрузов, эльфы должны были очень жестко держаться позиции того, что они не приемлют полумер и сомнительных союзов, и любое «серое» решение для них – путь к собственному падению. (Пусть меня поправят игроки Имладриса, многие из которых читают мой ЖЖ, если я ошибаюсь). Поэтому, союз с таким государством, как Великий Дахар (тут мы вспоминаем о жертвоприношениях) является очень сомнительным.
То, что эльфы были как-то ущемлены в ТТХ в случае заключения союза с Дахаром – не правда. Я говорила с игроками, которые подтвердили свое игровое решение не заключать этот союз по внутренним персонажным соображениям, а вовсе не из-за запрета мастеров.

В заключение хочу сказать, что Великий Дахар получился ярким, самобытным, целостным и красивым государством, которое вело эффектную политику и неоднократно проявляло себя с неожиданных сторон. Однако, сведение ряда описанных вопросов из игровой плоскости в пожизневую, вызывает некоторое недоумение.

Comments

matilda_
Aug. 3rd, 2012 05:12 am (UTC)
1. Ты абсолютно права, что вера в перерождение не равна перерождению. И по прочим пунктам метафизики ты тоже права. Религия Дахара задумывалась абсолютно как ошибочная в рамках мира Толкина, что не мешало в нее верить. Недостаток воспитательной работы внутри команды.

Другой вопрос, чем он вызван. Но эту тему я раскрывать не буду, ибо все скатится в срач, не вижу в нем смысла.

2. Вопрос в другом. Я еще год назад при первом разговоре на Челконе с Лорой четко обрисовала, что просто пять дней играть в малый народ - скучно. Реально скучно. Полтора суток - да, пять дней - нет. Нужен глобальный конфликт и борьба за наши души. Предложение назгульского кольца, эльфийское убеждение, в общем, обязательный выбор и активность в рамках этого выбора.

Я до сих пор в этом выборе вижу единственный способ сделать игру для Малых народов на 5 дней. Не только для Дахара, для всех Малых народов. Если вы видите другой - озвучь.

При чем говорилось это не мельком. Я фразу про то, что хочу назгульское кольцо повторила раз цать. Мне кивали, со мной соглашались, я еще цать раз оговорила, что мы сами на начало игры нейтральны, что предложение кольца еще не равно принятию его. Все кивали и не возражали...

Как я поняла, на полигоне, про моральную обработку малых народов все забыли, и что им было делать - не очень ясно. Ибо играть людей до менталитета Нового времени без глобального конфликта пять дней подряд - для этого средний коэффициент интеллекта и средняя пассионарность в РИ слишком высокие.
kawota
Aug. 3rd, 2012 05:54 am (UTC)
По второму пункту:
Как ни смешно, мы (Эйотеод) готовы были играть в малые народы весь заявленный срок. Более того, внешние события развивались слишком быстро, и у нас часто не хватало времени (и - что уж скрывать - организации) на игру в нашу культуру и внутреннюю политику. То есть чтобы вышло поиграть так, как я рассчитывал, надо было, чтобы все малые народы так играли, а это, конечно, фантастика.
Борьбу за наши души и связь с общим сюжетом я, конечно, тоже ожидал, но в основном - в контексте нашей культуры (девяти колец слишком мало, чтобы покрыть сюжетом весь блок малых народов).
matilda_
Aug. 3rd, 2012 06:03 am (UTC)
ну, у нас однозначно не было проблем с внутренней организацией. При том, что это даже я не доехала. Если бы я доехала, организация вообще бы была бы как часы.

Поэтому ребята успевали реагировать на все, играть внутри и время оставалось.

Кто еще из малых народов поиграл все время? Дунланд - не в восторге, кибитники - уже в четверг некоторые были в городе и писали в интернетах...

Возможно, вам повезло и вам как раз занимались эльфы...

И 9 колец - это более чем много на Средиземье. Я бы сказала, что хватило бы четырех-пяти. Это - ценность и не стоит ее обесценивать.
kawota
Aug. 3rd, 2012 06:22 am (UTC)
Да, по части культуры и религии организация хромала во многом из-за меня. Это была моя первая роль "на серьезной позиции", и мне не хватило опыта предсказать основные возможные проблемы.

Кстати, я сказал, что мы готовы были играть всю игру, а не что мы в итоге играли все время :). Не сказал бы, что эльфы привнесли в наш сюжет многое. По игре мы, похоже, до самого конца ничего не знали о кольцах.
Кстати, такой открытости (в плане поверхностных контактов) от эльфов я вообще не ждал. Надо сказать, они меня очень удивили, заявившись в первый день и сразу пригласив в гости. А когда я увидел у них целую толпу харадцев... ))

Колец достаточно для большого сюжета. Я же видел необходимость в двигателях сюжета на более низком уровне.

Edited at 2012-08-03 06:23 am (UTC)
var_r_r
Aug. 3rd, 2012 06:40 am (UTC)
Ох, Дунланд. Я могу их понять. Если бы я приехала на игру без заявки с тезисом: "Где мой Диснейленд", то скорее всего, тоже не была бы в восторге. Качество подготовки региона очень хорошо видно через пассионарность игроков. От Дунланда я получила 2 индивидуальных осмысленных заявки. Так что как готовились - так и поиграли. Уверена при этом, что там были хорошие игроки, которых смело общим настроем региона. Думаю, подробней сможет рассказать их региональщик - Раньяр, который регулярно появлялся на мастерке с бледно-зеленым лицом и говорил, что такого хамства и потребительского отношения он не встречал давно.

Кибитников было три клана.
"Золотые сокола" и собирались уезжать в четверг, о чем сообщили при заезде, сославшись на пожизневые причины. Обратной связи у меня с ними нет, но команда отличная.
Глава клана Змеи теперь пишет в сети, что очень круто поиграл, но мастера и игра - полное говно. Это необычайно трогательно, особенно если учесть, что этот человек ежедневно появлялся на мастерке с трагическим лицом и заявлением: "Мне не во что играть, Сау не обращает на меня внимание". А Сау обращал - ровно в рамках того договора, который существовал между ним и кланом. И именно ради этого милого человека, мы таскали Забирова на мастерку и просили (на мастерском уровне) повлиять на ситуацию и нагрузить его задачами.
Клан Ворона - часть 2 - очень славная команда, которая пыталась играть даже в субботу. Их представители регулярно попадались в моем поле зрения, и информация на чертверг от них была такова: "У нас все супер, очень интересно, масса задач, мы их решаем".

При этом, я реально подозреваю, что кибитникам поигралось неровно и фрагментарно, как, в общем-то, большинству игроков Средиземья.
var_r_r
Aug. 3rd, 2012 06:23 am (UTC)
2. В рамках частного мнения, я считаю, что при тех ресурсах, которые у нас были, и прочих стартовых данных, нам надо было начинать в среду, заканчивать вечером в субботу. Тогда все как-раз раскрылось и сыграло бы в должной степени. По динамике, игра в Средиземье рухнула в пятницу утром - это как раз те самые 2 дня разницы.

Давай я теперь отвечу последовательно на пункт про ТБ и про эльфов.

ТБ на игре был игровым. Безусловно, его цель была - положить под себя как можно больше людей различными способами. Саурон (играл Дима Забиров) несколько раз прицельно беседовал со мной именно о том, на что брать те или иные младшие народы, и Харад точно был в сфере его интереса. Помнится, ему зашла тема про веру в бессмертие, и он воспринимал этот пункт как сложную игровую задачу. Сюжет на потенциального кольценосца я ему подбросила через Свель, но подозреваю, что тема не взлетела. Как именно Сау действовал в рамках своей свободной воли - мне трудно предположить, поэтому я сейчас напишу ему письмо с вопросом о деталях взаимодействия с Харадом и остальными народами, чтобы обладать объективной информацией.

Помимо этого, могу сказать, что Харад всем своим видом показывал и манифестировал, что идти под Мордор не хочет категорически. И обращался к эльфам с инициативой организации союза против Врага. Так же, со стороны Мородора были неуклюжие попытки влияния на людей через темные контракты, которые давали иллюзию бессмертия. Это вызвало у капитанов команды батхерт (потому как ТТХ контракта были кривые до крайности) и еще меньшее желание служить Тьме в классическом проявлении.

Теперь про эльфов.
Эльфы не борятся за души людей. У них нет такой задачи в системе мира. В Первую эпоху отдельные уникумы типа Финрода этим занимались, во Вторую - перестали. Как мы видим по истории профессора, эльфы вообще очень мало вмешиваются в судьбы человечества, потому как понимают и уважают уникальность человеческого пути. Если мы вспомним Войну Кольца и Третью эпоху, то увидим, что королевства даже свои армии на борьбу с Мордором уже не отправляют.

Это говорит о том, что между эльфами и людьми возможно 2 типа активного взаимодействия: личные отношения (по индивидуальному сюжетному прецеденту) - их на полигоне было в количестве и временное покровительство по отношению к народу (прецедент с Эйотеодом, за основу взят прецедент с Халет в Первую эпоху), что является предельно допустимым вмешательством. (Про то, как и почему это было сделано - я могу рассказать отдельно.)

Так вот, когда Харад предложил Имладрису союз, Имладрис его отверг (я была свидетелем разговора послов Харада и владыки Элронда), но отверг с объяснением того, почему это происходит. У меня эта сцена не вызвала никаких вопросов - все было логично с обеих сторон.

Однако через некоторое время на мастерку пришла Хельга с заявлением о том, что "Эльфы очень хотят помочь Хараду, но мастера им запретили, сказав, что из-за такого союза они потеряют ТТХ". Ответ на это заявление изложен в пункте 6 моего поста. Безумно жаль, что сильная игровая тема слилась из-за пожизневого батхерта.

Обработка младших народов - это тот момент, который я, опять таки, попрошу осветить Диму. Потому как, на сколько мне известно, Дунланд довольно успешно продался Тьме (за исключением одного рода), что породило внутренний конфликт между кланами. У истерлингов клана Змеи был договор с Сау. Остальные племена на начало были нейтральны. Эйотеод был укрыт Имладрисом и постоянно гнул железную светлую политику партии.

Edited at 2012-08-03 06:27 am (UTC)
matilda_
Aug. 3rd, 2012 07:02 am (UTC)
Ну в общем, понятно, значит попытки были, но и как все остальное - сумбурное и не доделанное....

Я не знаю про Свель и кольценосцев, но логично было прийти и обрабатывать Хари и они к этому были готовы. Дахар пошел против Мордора просто потому что на начало игры где-то на дороге на них напали орки. А со светлой стороны - никто не нападал...
var_r_r
Aug. 3rd, 2012 07:04 am (UTC)
Может и пытались обработать Хари. А может решили, что она не подходит по тем или иным причинам - не знаю. Диме написала.
matilda_
Aug. 3rd, 2012 07:14 am (UTC)
Ну, Хари говорят, что такого подката не было.
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 07:16 am (UTC) - Expand
a_n_j_e_y
Aug. 3rd, 2012 07:52 am (UTC)
Впечатление было что Дахар конфликтует с Мордором просто потому что Мордор ему конкурент, он рядом и притесняет Дахар :)

Кстати к "просветительском работе" в лайт-режиме (на грани фола для эльфов первоисточника) даже были готовы. Тем более у нас Имладрис, тем более Элронд эльфинит.
Другое дело что бродящие миссионеры-эльфы это уже сюр.

Кстати могу заподозрить когда услышано было "запрет мастеров".

К нам приходит делегация с королевой, просят для эксперимента зарезать присягнувшего Мордору камикадзе.
Вообще мы тогда много говорили, слишком.
Вместо 1-2х "нет, потому-то и потому-то", 3-4 раза.
В 3-4м круге упомянул что-то вроде что, мол, эльфы умалятся если согласятся на ваше предложение, что-то еще про ослабление. Типа на разные лады слово "Нет" возможно более понятным людям языком.
//гыгы, кстати если б повелись не удивился бы игротехническому "приходу" за такое от мг:)

Тогда еще вашим предлагали привести к нам ващих знатоков-историков-религиеведов общаться за все хорошее. И мы согласны были аккуратно помогать. Не знаю что это как не зачин для того о чем ты писала.

Но ваши королевы такие:
ультиматум - или вы делаете как мы просим, или мы встаем под Мордор всеми 20ю щитами.
Мы такие:
договорились.
На том и разошлись :)
С Харадом потом спецом не воевали, а что ваши думали и потом делали - уж не знаю :)

Если это ровно то событие - не удивлен что с эльфами у Дахара не получилось. Слишком уж "своя" жесточенная и взрывная позиция у игроков. У меня как игрока сложилось впечатление пожизненного батхерта к концу разговора у игроков-дахарцев.
Какие уж тут битвы за души людей.. :)
(что не отменяло что за отдельных дахарцев отдельные эльфы поручались и например им позволял присоединится к финальному походу).
matilda_
Aug. 3rd, 2012 08:04 am (UTC)
Ну в общем, понятно, много бардака рождает еще бардака и еще бардака...
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_ - Aug. 3rd, 2012 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_ - Aug. 3rd, 2012 09:24 am (UTC) - Expand
lenta_v_volosah
Aug. 3rd, 2012 09:22 am (UTC)
Нет. Просто подошёл игрок и по-жизни выразился о том, почему нет. Выразился не совсем так, т.е смысл недонёс. У игроков начался бахтер, я пошла к мастерам и просто спросила. С ними никто не ругался. вот если бы туда пошли другие игроки, то возможно был бы бахтер. А так: я задала вопрос. получила ответ и все успокоились.

В принципе, я понимаю и принимаю позицию игроков одного региона к игрокам другого. Всё принято.
И не6 было игроковской реакции, Дахар был огнём, огонь должен взрывать, гореть и не подчинятся. Мы держали такую игру как персонажи, не как игроки.
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 3rd, 2012 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 3rd, 2012 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_n_j_e_y - Aug. 3rd, 2012 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 3rd, 2012 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mjurphy - Aug. 3rd, 2012 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 3rd, 2012 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_n_j_e_y - Aug. 3rd, 2012 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 3rd, 2012 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_n_j_e_y - Aug. 3rd, 2012 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 3rd, 2012 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_n_j_e_y - Aug. 5th, 2012 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 5th, 2012 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 5th, 2012 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 5th, 2012 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 5th, 2012 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenta_v_volosah - Aug. 6th, 2012 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 6th, 2012 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 4th, 2012 10:06 pm (UTC) - Expand
var_r_r
Aug. 3rd, 2012 09:24 am (UTC)
От Забирова.

Общение с представителями Харада было через назгула, по итогам было принято решение, что Великий Харад самодостаточен и устраивает нас в своем текущем виде, потому как обеспечивает основную текущую задачу - связывает Нуменор.
(no subject) - matilda_ - Aug. 3rd, 2012 09:32 am (UTC) - Expand
svel
Aug. 3rd, 2012 08:54 am (UTC)
Через меня захода не было, и я подозреваю, что мы с Забировым просто не поняли, что нам делать друг с другом. Я написала ему до игры, как только ты дала контакты, но ответа не получила. То, что он Сау, понятное дело, не знала. Короче, получилось тупо. После того, как мы к тебе заходили с Хельгой в первый день, я с ним разминулась, а дальше было не до того, по видимости, обоим. Печалюсь.
var_r_r
Aug. 3rd, 2012 09:00 am (UTC)
Ну то, что он Сау - никто не знал, мы специально не палили его.
Однако ужасно жаль, что этот сюжет навернулся, прямо боль(((.
(no subject) - svel - Aug. 3rd, 2012 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - svel - Aug. 3rd, 2012 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - var_r_r - Aug. 3rd, 2012 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - svel - Aug. 3rd, 2012 10:08 am (UTC) - Expand

Profile

Шаг в неизвестность
var_r_r
var_r_r

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com