?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Френд-лента последнее время стала тематической (или пишущее сообщество сузилось)? Наткнулась на серию постов про нытье и жалобы, имею намерение поддержать тему.

Хотелось бы ответить rovenion следующими тезисами.

1. Когда мы говорим "я не в порядке", мы можем иметь в виду что угодно. От "у меня был неудачный день и недосып" до "у меня случилась беда". Поле человеческого страдания и переживания необычайно широко.

2. Взрослость заключается не в том, чтобы страдать по серьезным поводам, а в том, чтобы:
а) За исключением состояния аффекта, осознавать, что ты транслируешь во вне.
б) Кому ты это транслируешь.
в) Какую обратную связь ты хочешь получить.

Я сейчас намеренно рассматриваю акт страдания как коммуникативный акт, потому что, если в него вовлечен кто угодно кроме самого человека, то это он и есть.
Соответственно, реакция на такую коммуникацию довольно логично следует из того, какова форма и содержание месседжа. И никто не обязан домысливать за человека, что он на самом деле имел в виду и чего он хотел сказать. Умение формулировать - это тоже черта взрослости.

Так ли хорошо мы осознаем себя, как нам хочется думать? Едва ли. Многие ли из нас имею привычку к рефлексии? Именно к рефлексии и работе с ее результатами, а не к энтропии и самокопанию.

3. О серьезности поводов
У каждого возраста свои сюжеты, свои драмы и свое право на опыт. Есть популярное заблуждение, что проблемы подростков не серьезны, "ну какая вечная любовь". Я как то пошутила на эту тему с одним своим подопечным на Летней школе, а он посмотрел на меня серьезно и грустно и спросил: "Ты хочешь сказать, что моя любовь не настоящая? И что у нее нет никакого шанса стать вечной, просто потому, что мне 17 лет?".
Это я к тому, что странно утверждать, что есть серьезные и несерьезные поводы для страдания, потому что это чудовищно субъективно. То, что нам кажется плевым и незначительным (потому что другая система приоритетов, подушки безопасности, иной психический склад), для другого может стать поводом для тяжелой депрессии и самоубийства (не гротеск). Если человеку больно, значит больно.

4. Еще одна сторона вопроса, это как относиться к своей собственной боли и боли окружающих. Звать на помощь? Кого? Терпеть? Писать посты на 3 листа? Звонить друзьям в 3 часа ночи и рыдать в трубку? И обратная сторона: взять ли трубку в 3 часа ночи? Вызвать ли такси, и, прихватив из бара бутылку испанского вина, забив на работу и собственные планы, уехать на другой конец Москвы?
Взрослость не в том, чтобы уметь сделать выбор, а в том, чтобы осознавать, что любой выбор будет иметь последствия и ответственность за оные.
Например, принимать во внимание прецеденты в стиле мальчика с волками, и с какого-то момента переставать реагировать хотя бы на ключевые слова, например "волки". В этом разрезе, эмоциальные вампиры, сосущие из людей жалость в качестве базового корма, должны гореть там же, где остальные вампиры, а именно, в аду.

5. Держать лицо - это вполне понятная затея. Взрослость  в том, чтобы определять уместность и своевременность этого самого лица, которое мы держим. Одинакого странно бурно рыдать, не стараясь никуда девать себя от малознакомых людей, и говорить близким друзьям, что все отлично, ничего плохого не происходит. Про "держание лица" можно было бы написать отдельный пост, но выдержка мысли в следующем: душа человека достаточно сакральна, чтобы давать доступ туда всем подряд, в том числе не учитывая их согласия на данный опыт.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
aenye
Dec. 15th, 2015 02:06 am (UTC)

Че-то прямо ваще крута!

var_r_r
Dec. 15th, 2015 06:55 am (UTC)
Бааа.)
ju_undin
Dec. 15th, 2015 02:35 am (UTC)
ИМХО
1. "... – Ну… да. А еще из-за травмы. Я угодил под машину. И сперва все решили, что конец…
С минуту опять молчали. С пониманием. Наконец Платон встряхнулся:
– А теперь-то как? С тобой все в порядке?
Кустик хихикнул. Вроде бы не к месту. Шурка глянул удивленно.
– Не обижайся, – быстро сказала Женька. – Просто смешно получилось, это у нас тоже поговорка такая: «С тобой все в порядке?»
– И еще: «Увидимся позже», – добавила Тина. – Это в американских фильмах все время такие слова говорят. С попугайной настойчивостью…
– Терпеть не могу это кино! – в сердцах выдал Шурка. – Все время стрельба по машинам! И по людям…
– Ага! – встрепенулся Кустик. – Ды-ды-ды! Бах-бах! «С тобой все в порядке, милый?» – «Да, дорогая, увидимся позже!»
– «И все засмеялись», – через силу улыбнулся Шурка.
– Нет, но с тобой-то все в порядке? – повторил Платон. – Дело в том, что мой дядя очень хороший кардиолог… " (С) В. Крапивин "Лето кончится не скоро"

Сори за длинную цитату, ведь и в самом деле штамп. И в самом деле за штампом не видно, что именно имеет ввиду человек, когда он "не в порядке".

2. Мне кажется, что Хелка говорила несколько про другое. У меня возникло ощущение, что под "взрослостью" она имела ввиду умение принимать реальность и жить с нею, а не с мечтами внутреннего ребенка. Ребенку свойственно отмахиваться от проблем, потому что "это будет потом и не со мной". И, да, куча взрослых вроде бы людей предпочитают именно такой подход, потому что он экономит им силы и позволяет не тратиться на сопереживание.

3. Что касается серьезности поводов, то ты права. Просто у человека есть предел накала эмоций. И в детстве ребенок страдает также сильно из-за отнятой игрушки, как взрослый - из-за жизненного краха. Предел у разных людей разный. И никто не знает, какие бури бушуют в сердце интроверта.

4. Я брошу все в 4 часа ночи только для очень конкретных людей. И не буду ставить им в вину, даже если потом окажется, что это был ложный сигнал, истерика ни о чем. В других случаях мы стараемся оказать помощь, не выходя из своей зоны комфорта. Если же от нас в виде помощи таки ТРЕБУЮТ жертв, то возникает сомнение, а нужна ли тут помощь, или кто-то решил подпитаться за твой счет.
А что касается постов на 3 листа, то комментарий "Обнимаю" реально помогает)) Так что лучше писать посты, конечно.

5. Про "держать лицо" тут ведь как... Тт же интроверт не лицо держит, а стесняется попросить о помощи. Он просто не умеет. А мы часто не понимаем, держит ли он лицо или тварь бесчувственная.

Как-то так...
var_r_r
Dec. 15th, 2015 07:02 am (UTC)
Re: ИМХО
1. )
2. Пост Хэлки довольно метафоричен в том смысле, что у из него можно делать разные выводы. Мой вывод изложен в посте.

Если свободный выбор человека (осознанный) - отмахнуться от чужой проблемы - таково его право. Как отмечал кто-то в комментах, что-то я не припоминаю, чтобы кто-то из наших друзей воззвал к помощи (в сети или лично), а ему сказали: отвали, не до тебя щас. То есть в мелких частностях наверняка бывает, но как тренд - точно нет.

3. Да, психика в разном возрасте на проблемы реагирует по-разному. Спасибо ей за это кстати.

4. Как я уже писала, личное дело каждого, что делать.

5. Интроверсия тут не при чем, на мой взгляд. Экстраверт может так же не уметь просить о помощи и не делать этого.
alex_cheshir
Dec. 15th, 2015 04:25 am (UTC)
Тележенька какая.
Комментарий пишется ради тематической аватарки)
var_r_r
Dec. 15th, 2015 06:54 am (UTC)
Это в двух вариантах:
1. Он новый, надо показать общественности.
2. Он идеально соответствует посту.

Гораздо интересней, почему ты опять не спишь всю ночь, если верить ВК.
silhiriel
Dec. 15th, 2015 06:45 am (UTC)
***Есть популярное заблуждение, что проблемы подростков не серьезны, "ну какая вечная любовь".***

Помню, я крепко зауважала Азимова за вот этот пассаж:

"- Я хочу тебя предостеречь. Она из тебя вымотает всю душу. А ей - только пятнадцать лет.
- Иногда мне кажется, что есть какой-то всеобщий закон, который запрещает матерям помнить, какими они сами были в пятнадцать лет, - сказал Генарр. - Если дочь упоминает о молодом человеке, то, казалось бы, мать должна знать, что боль неразделенной любви так же мучительна в пятнадцать лет, как и в двадцать пять, а может быть, даже еще более нестерпима."

И это так.

Edited at 2015-12-15 06:46 am (UTC)
var_r_r
Dec. 15th, 2015 06:55 am (UTC)
Да, конечно.
Во время таких комментариев как будто память отшибает.)
rovenion
Dec. 15th, 2015 08:26 pm (UTC)
Как-то и не поспоришь.
var_r_r
Dec. 15th, 2015 08:35 pm (UTC)
Ты не обиделась?
rovenion
Dec. 15th, 2015 08:51 pm (UTC)
Нет. Я лучше стала понимать, кто для меня важен, а кто нет. Вот ты важна, оказывается.

Не знаю, радоваться или расстраиваться, когда каждое слово из поста отзывается в ком-то.
var_r_r
Dec. 15th, 2015 08:59 pm (UTC)
Ты для меня тоже, поэтому я распереживалась, не воспримешь ли ты этот пост как "Хэлка написала какую-то лабуду, смотрите, как правильно". Потому что это не имело в виду, конечно.

Хм. Думаю, что просто помнить о том, какая сила у слов.
heithell
Dec. 19th, 2015 03:29 pm (UTC)
Отлично написала,спасибо. В последнее время много думаю на тему "держать лицо", особенно перед друзьями. А еще - о своих социальных масках и о связи того и другого с личными границами. Соскучилась. После каникул стопудов хочу увидеться. Как насчет "Жанны" 18 января,кстати?
var_r_r
Dec. 19th, 2015 10:45 pm (UTC)
Спасибо.

Можно и на Жанну.
Я тоже конечно всячески за то, чтобы увидеться).

Edited at 2015-12-19 10:45 pm (UTC)
heithell
Dec. 19th, 2015 10:46 pm (UTC)
Короче, я себе забронировала в 7 ряду за 1500 р. можешь сделать то же, например. Или, если что, обе отменим, зато это будет вечер, запланированный под встречу ;). Я после Кубы на несколько дней у вас задержусь просто.
var_r_r
Dec. 19th, 2015 10:48 pm (UTC)
Я бы предпочла вечер под встречу, если честно. Но можно забронировать другой, чтобы не лишать тебя Жанны.)
heithell
Dec. 19th, 2015 10:49 pm (UTC)
Разумно весьма! Тем более, бухать в понедельник как-то туповато. Просто одна я на Жанну вряд ли пойду: не люблю смотреть ничего в одиночку. Но, может быть, там будут другие ролевики, вдруг. Не заставлять же тебя!

Edited at 2015-12-19 10:50 pm (UTC)
var_r_r
Dec. 19th, 2015 10:51 pm (UTC)
Я бы просто предпочла решать вопрос похода на Жанну ближе к делу). Далеко загадывать слишком.
heithell
Dec. 19th, 2015 10:54 pm (UTC)
Ок, тогда просто созвон, когда мы с компанией вернемся оттуда.
var_r_r
Dec. 19th, 2015 10:54 pm (UTC)
Точно так!
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

Шаг в неизвестность
var_r_r
var_r_r

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com